По пути в Оренбург Александр Сергеевич Пушкин ночь с 3 по 4 сентября 1833 года провел на почтово-ямской станции современной чувашской деревни Малый Сундырь Чебоксарского района Чувашской Республики. Сейчас на месте станции Старый Сундырь высится трехэтажное здание Анат-Кинярской средней школы. Здесь стало доброй традицией отмечать день посещения деревни великим поэтом разными мероприятиями — уроками Пушкина, конкурсами чтецов, литературными часами, рефератами и сочинениями, встречами с поэтами, походами по памятным местам.
Тему про культуру пития для Чувашского народного сайта предложил наш постоянный читатель, старейшина и старожил одной из деревень Чебоксарского района Чувашии. Хотя читатели сайта едва ли заинтересуются этой набившей оскомину проблемой (анализ показывает, что интернет-пользователи грустно-серьезными вопросами редко увлекаются), считаю возможным предложить нашим читателям ознакомиться с некоторыми рассуждениями аксакала.
На антиалкогольные размышления старейшину навлек случай, произошедший в его родной деревне в день чествования сельских строителей.
В последние годы стало модным говорить о развитии межкультурного диалога на российском пространстве и сохранении культурной самобытности народов, населяющих нашу страну. То в Калининграде, то в Уфе, то в Якутске проводятся многочисленные этнокультурные и интернациональные фестивали, съезды, форумы, и в этом фейерверке официальных событий Чувашия не осталась в стороне (http://ru.chuvash.org/news/2028.html).
Исключением чуваши стали на популярном сайте «Top-antropos.
К первому Чувашскому Агадую на полуострове Крым Чувашский национальный конгресс, чувашские национальные центры и культурные автономии, министерства культуры двух республик начали готовиться заранее, преодолевая немало организационных и финансовых трудностей. Прошедший 10 июля 2016 года в героической Балаклавской долине города Севастополя Чувашский Агадуй, без сомнения, стал культурным и политическим актом большого масштаба, явлением значительным для ЧНК. О нем много (но весьма однотипно) говорили, писали, показывали в Крыму и Чувашии.
Прочитав на Чувашском народном сайте «Окололитературные мечтаньица», студент Александр Михайлов обратился с вопросами о жизни и творчестве чувашских и русских поэтов Сеспеля, Эхмина, Есенина, Маяковского. Его волнуют последние дни их жизни и загадочные смерти при невыясненных обстоятельствах...
О великих людях при их жизни создаются легенды и мифы. Пересуды не утихают и после их смерти. Тем более, если ушли они из этого мира неприлюдно, оставив после себя неразгаданные тайны.
Перед празднованием Дня Республики и Всечувашского Акатуя Чувашский национальный конгресс провел очередное заседание Большого совета. Первым вопросом в повестке значилось обсуждение проблем сохранения и развития чувашского языка.
Президент ЧНК, депутат Госсовета республики Николай Угаслов смело решился обсудить этот сложный вопрос и огласил широкий спектр намеченных планов, предложений, советов, просьб. Заместитель министра культуры Чувашии Вячеслав Оринов охарактеризовал положение родного языка в учреждениях культуры, в библиотеках, театрах.
Сперва на сайте Союза чувашских краеведов (СЧК), затем в столице Чувашии Чебоксарах появился красочный плакат-приглашение на Всечувашский Симек, который состоится 25 июня 2016 года на московской автомагистрали М-7 (630 км) в этногородище «Чемень карди». Праздник посвящен чувашским землячествам и районным (региональным) отделениям краеведов.
Некоторые пункты программы праздника показались мне интересными. Например, конкурс между 16-ю деревнями по чувашской кулинарии, проведение девушками опахивания городища («хӗр аги»), установка памятных знаков в честь исторических лиц, посетивших малосундырский край в прошлые века.
Споры о чувашском не умолкают — то орфографию обсуждают, то школьные часы считают и пересчитывают, то о закрытом лицее имени Лебедева плачут. Пишут в редакции газет, жалуются Главе республики, посылают депеши спикеру Госсовета…
Еще раз пролистываю научный доклад Эктора Алос-и-Фонта «Преподавание чувашского языка и проблема языкового поведения родителей», опубликованный Чувашским государственным институтом гуманитарных наук в 2015 году. Несколько месяцев назад эта тонкая брошюра в 56 страниц всколыхнула чувашский мир своей откровенностью.
25 июня 2016 года, после всех районных агадуев и Дня Чувашской Республики, в этногородище Чувашского центра краеведения и туризма «Чемень карди» (Московская автомагистраль М-7, 630 км, д. Малый Сундырь) состоится древний традиционный праздник Хравути Поххи, посвященный в этом году Дню чувашских землячеств.
На днях в этногородище состоялся осмотр объектов краеведческого центра и исторических мест. Руководителя Комсомольского землячества народного поэта Валери Тургая, собирающегося посетить Болдино, заинтересовали малосундырские места, где бывал Пушкин, гостивший в деревне в 1833 году в кругу поэтов Дмитрия Ознобишина и Чуваш Хведи.
За последние два года мне не встретилось хотя бы одно серьезное обсуждение литературно-философской проблемы, обзора прозы или поэзии, анализа переводов с чувашского на русский...
Штатного критика в журнале «Тӑван Атӑл» нет, семья ИД «Хыпар» печатает произведения постоянных ходоков по редакциям. Отдел литературоведения и фольклористики Чувашского государственного института гуманитарных наук обзором и критикой текущей литературы заниматься перестал. Кафедры чувашской литературы университетов и институтов в основном корпят над собственными диссертациями, планово воспроизводят дипломные работы или поурочные разработки прежних лет в виде сборников трудов.
Шупашкарта ҫывӑх вӑхӑтра (09.10.2024 15:00) тӗтреллӗ ҫанталӑк, атмосфера пусӑмӗ 749 - 751 мм, 4 - 6 градус ӑшӑ пулӗ, ҫил 3-5 м/ҫ хӑвӑртлӑхпа ҫурҫӗр енчен вӗрӗ.