Турецкий гамбит в истории чувашского народа.

Тема в разделе "Чăвашсен историĕ (История чуваш)", создана пользователем Манăнкилес, 2017 кăр 8.

  1. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Происхождение народов сложный и долгий процесс. Часто общепринятая трактовка не дает полной картины происходивших событий. Часто по тем или иным причинам нам пытаются всучить упрощенную трактовку,дескать одни славяне,другие финны,третьи тюрки. Не верьте им. Все гораздо сложнее. Нет "чистых" народов,все народы "сложносоставные". Некоторым чем проще тем видать лучше. К примеру Сорхори пытаются перевести как Овечья Нога и начинают придумывать басни ,чтобы оправдать свое невежество. Или скажем настойчиво начинают внушать что чуваши -финны,и никак не волжские болгары . Финно-угорский пласт присутствует в одинаковой степени у многих народов- у русских,у казанских татар и у чуваш. Так что не стоит устраивать бесполезные диспуты на тему кто из народов более болгары,чуваши или казанские татары. Начинать делить ,не поняв истины,дело бестолковое. Вмешательство политиков и пропогандистов часто только мешает. Все это находит отражение в боольшинстве книг по истории ,написанных чувашскими и татарскими историками.
     
    Kodrag ку килӗшнӗ.
  2. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    В советское время историки свои труды писали под зорким взглядом КПСС . По этой причине немногие из них решались написать правду. Тезисы ,выводы подгонялись под определенный шаблон. На исторические факультеты чаще принимали комсомольских и партийных активистов. Практически вне конкурса. Система подготовки была поставлена таким образом,что получавший диплом историка в первую очередь был пропогандистом,а не историком. Особено этим "грешили"национальные вузы. Настоящих историков было мало и в основном они получали образование в Ленинграде или в Москве. Так что национальные исторические школы были очень слабы и полностью подконторльны . История чувашского народа также была написана под контролем и вкратце ее можно описать так. (История народа покрыта мраком, не то финны,не то болгары, одни пришли и все разрушили другие пришли и всех спасли) Немножко добавили "классовую борьбу". И все. Главное чтобы никто ничего не понял,ничего не помнил и ничем не гордился. И даже происхождение название народа "засекретили" и чтобы долго искали и не нашли покинули ряд гипотез. Некоторые и сейчас прдолжают блуждать среди трех сосен,вопрошая "Почему Чуваши?.
     
    Kodrag ку килӗшнӗ.
  3. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    В продолжении первой гипотезы (вполне научной) которая говорит о том, что наш народ получил свое нименование, скорее всего от крымских татар,кторые в свою очередь были подконтрольны турецкому Султану ,придется добавить ряд других гипотез. Герберштейн нам ясно говорит о том что "чуваши" это определенный род войск в КХ.(Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства.)
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 8
  4. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Считается, что первое упоминание наименования «чуваш» встречается в т. н. Типографской летописи под 1521 г., в сообщении о свержении казанского хана Шигалея (Шах-Али):
    Цитата
    ...Того же лета, мая прииде весть великому князю Василью Ивановичю всея Руси, что казанский сегит (т. е. сейид – высшее духовное лицо. – Прим. ред.) и вси князи казанскиа, и татарове, и мордва, и черемиса, и чюваши, и всии люди Казанския земли изменили великому князю, и взяли собе на царство крымскаго царевича Саап Керея (Саиб-Гирея. – Прим. ред.), а посланнаго великим князем царя Шаагалия с царства збили...

    (Полное собрание русских летописей. Т. 24. Летопись по Типографскому списку. – Пг., 1921. – С. 218.)
     
  5. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Сегодня попробуем проанализировать факт из "Истории Сибири",написанной Миллером по документальным источникам,собранным им лично в составе Сибирской экспедиции 1733–1743 гг.,где обратил внимание на чувашскую топонимику в Сибирских летописях и упоминания в них этноса чуваши.Касаясь воинов-чувашей в войске Кучума,оборонявших Чувашский град,академик пишет:"Этот городок был заселён, по всей вероятности, чувашами, которых хан когда-то вывез из Казани". "Во второе лето своего воцарения ехавъ Кучюмъ в Казань и дочь Казанского царя Мурата взятъ въ жену и с нею многихъ Чювашъ и абызъ и рускаго полону людей и приехавъ на Сибирку пребываше славно." — Ремезовская летопись по Мировичеву списку. Многозначны для нас приведённые выше следующие фразы из «Ремезовской летописи по Мировничеву списку»: 1) сибирский хан взял в жёны дочь казанского хана «и с нею многихъ Чювашъ и абызъ, и рускаго полону людей» (статья 24); 2) перед сражением Ермака за Чувашский городок в городке имелось «собрание же вои Чуваши»; перевод: «собравшееся войско чувашей» (статья 42); 3) «бе же две пушки у Чювашъ; казацы же умолвиша голкъ ихъ; они же бросиша ихъ с горы в Ыртышъ»; перевод: «у чувашей было две пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те (чуваши) сбросили их с горы в Иртыш. Эти фразы свидетельствуют, что дарённые казанским ханом сибирскому хану чуваши были служилыми людьми, не ясачными. Они были многочисленны, составляли «войско чувашей». Среди них были и абызы – грамотные чиновники. По преданию, в с. Абызово Вурнарского района Чувашской Республики во второй половине XVI—XVII вв. проживало несколько служилых чувашей, у них был абыз. По его должности и поселение получило название Абызово. Чувашские воины в Чувашском городке обслуживали, помимо других своих обязанностей, две чугунные пушки, привезённые из Казани. 1564 г. к 80-м годам XVI в. В сборнике «Сибирские летописи», где представлены Есиповская, Строгановская и Ремезовские летописи, 44 раза встречаются чувашские топонимы: Чувашьё, Чувашево, Чувашино, Чувашский мыс, Чувашская гора высокая, Чувашский городок, городок Чуваши, Чувашский град.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 8
  6. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    http://сувары.рф/ru/content/istoriya-o-kazanskom-carstveИ, обойдя поле, переправился он через Волгу и засел в Казани, пустом Саинове юрте. Мало было тогда в городе жителей, и стали собираться сюда сарацины и черемисы, жившие по казанским улусам, и были они рады ему. И вместе с уцелевшими от пленения остатками болгар молили его казанцы быть им заступником и помощником в бедах, которые терпели они от набегов и походов русских, и быть правителем их царства, дабы окончательно они не разорились. И покорились они ему.И начали собираться к царю многие варвары из различных стран: из Золотой Орды, и из Астрахани, и из Азова, и из Крыма.И тот царь Улу-Ахмет великие войны и беспорядки породил в Русской земле, больше, чем все прежние казанские цари, начиная от Саина, ибо был он человеком очень коварным и пылавшим дерзостью, велик телом и могуч. Собрал он отовсюду военную силу.(1508)И, втайне от него посовещавшись, послали они своих людей в Крым, к царю Мендигирею, и, испросив у него младшего его сына, привели оттуда себе царя, Сахыб-Гирея по имени. И пришли с ним в Казань многие крымские уланы, и князья, и мурзы и посадили его на царство вместо Шигалея.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 8
  7. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    И началось в Казани среди вельмож и народа большое смятение: возвели все — и знатные, и простые — крамолу на царя своего Сафа-Гирея, и свергли его с царства, и выгнали из Казани с царицами его. И едва его не убили за то, что принимал он сарацин из Крымской своей земли, приходящих к нему в Казань, и делал их вельможами, и обогащал, и почитал, и наделял их большой властью, и любил их, и берег больше казанцев, казанцев же обижал.И, уговорив тестя своего, князя Юсупа, пришел он с ним захватить Казань, приведя с собой ногайских сарацин — всю орду заяицкую. И стояли они два месяца, штурмуя город, и не взяли его, так как не было у него никаких стенобитных орудий. И возвратился он к ногаям, ни в чем не преуспев, только пограбив Казанскую землю. И разве может кто-нибудь взять такой город одними стрелами, без пушек, если только не отдаст его ему в руки сам Господь!В это же злосчастное время досаждал казанцам постоянными набегами на их земли касимовский царь Шигалей. И затужили казанцы из-за частых войн, обрушившихся на них, а также и о царе своем, ибо не могли они долго жить без царя,Одни из них хотели послать за каким-нибудь царевичем в Крым, другие же за турецкого царя намеревались заложиться, чтобы взял он их под охрану и прислал им своего царя, при этом не хотели они никому повиноваться, словно правители;
     
  8. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    И пришел туда царь, и встретили его казанцы одетыми в панцири и доспехи, не с царскими дарами, а с оружием, проливающим кровь. И впустили они царя в Казань против его воли одного, без воеводы, и с ним князей и мурз его сто человек. И, схватив их, заключили в темницах, а всех остальных перебили на поле, когда встречали царя, не пустив их в город.
    И пробыл тогда царь в Казани всего один месяц, в году 7054 (1546), не как царь, но как пленник, схваченный и крепко охраняемый, — никуда не отпускали его гулять из города с приближенньши его. И, видя, что ввергнут он казанцами в непоправимую беду, тужил он и плакал, и в тайне молил своего Бога, и русских святых на помощь призывал, и раздумывал, как бы избежать жестокой смерти.И вместо того чтобы показывать царскую свою власть, смирялся он перед ними, и повиновался им, и ни в чем не прекословил, и каждый день устраивал для них славные пиры, и одаривал их подарками, не на царстве стараясь утвердиться, но желая тем избежать горькой смерти. Они же царскую его честь и дары, подносимые им со смирением, ни во что не ставили, но, злые, расхищали сосуды его, серебряные и золотые, расставленные перед ними на столах, понапрасну выводя его из себя; если же он что-нибудь говорил им, то они тут же, вскочив, готовы были рассечь его мечами, словно звери-сыроядцы — разорвать овцу или козла.
     
  9. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Вскоре дошла весть о Казани и о царице и до самого нечестивого турецкого царя-султана в Царьград. И сильно опечалился турецкий султан, что истратил уже все свое египетское золото — самую большую из всех даней, приносимых ему разными землями. И не знал, какую помощь оказать Казанскому царству, ибо находилось оно далеко от него.И решил он с пашами своими послать послов с многочисленными дарами в Ногайскую Орду ко всем старшим большим мурзам, чтобы сказали они им так: «О могущественные и многочисленные ногаи, станьте и послушайте меня: соединитесь с казанцами в одно сердце на защиту Казани от московского царя и великого князя и более того, — за великую и древнюю нашу веру, ведь поблизости от него живете. И не позволяйте ему обижать себя, ведь можете вы, как я всегда про вас слышу, оказывать ему сопротивление, когда захотите. Сильно воюет он против нашей веры и хочет до конца ее истребить. И сильно печалюсь я об этом и боюсь, что вскоре и вам то же будет от него, что и Казани, и, живя в несогласии друг с другом, погибнете вы, и орды ваши запустеют».Нагайския же мурзы всѣ отмолвиша ему, рекуще: «Ты, о великий царю салтане, собою пецыся, а не нами: и не царь еси намъ, и земли нашей не строиши, и нами не владѣеши, и живеши от нас за моремъ, богатъ еси и силенъ, и всѣм изобиленъ, и никаяждо нужда потреб житейскихъ не обдержит тя. Нам же, убогимъ и скуднымъ всѣм, и аще бы потребными нашу землю не наполнял московский царь, то уже бы не могли быти ни единаго дни. Да за сие добро лѣпо есть нам всячески помогати ему на казанцы за их прежнее великое лукавство и неправду, аще и язык нашъ с ними единъ, и вѣра едина
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 8
  10. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Побито, — сказал он, — самодержец, более ста девяноста тысяч казанцев, детей и взрослых, старых и молодых, мужчин и женщин, и все это — не считая пленных, тех же число еще больше». Царь же покачал головою и сказал: «Воистину эти люди, дерзкие и неразумные, стойкими были и мужественными и умерли свободными, не покорившись моей воле». Русских же воинов, убитых казанцами во время всех приступов и в стычках во время вылазок, насчитали пятнадцать тысяч триста пятьдесят пять человек.И после этого возвратился он в отечество свое, на Русскую землю, одержав светлую победу над супостатами своими. В большом веселии и с великою радостью шел он из Казани в ладьях многажды упоминавшейся прежде великою рекою Волгой к Нижнему Новгороду, здоров и невредим, со всеми русскими силами, храним Божьей благодатью, с великой славой, и со многим богатством, и с огромной добычей, низложив противников своих и ведя с собою живым взятого в плен супостата своего — казанского царя и с ним бесчисленное множество уланов, и мурз, и князей казанских с женами и детьми.Царя же Шигалея со всею его силою отпустил он идти через поле в вотчину его в Касимов тем же путем, каким сам Шигалей ехал в Казань. Из двух же астраханских царевичей старшего брата, Дербышалея, одарив, с честью отпустил он в Орду, и был он спустя год убит ногайцами; младшего же брата, Кайбулу, взял с собою в Москву, дабы служил он ему в Москве, и дал ему в вотчину город Юрьев Поволжский.
     
  11. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    И пять лет воевали они, не отступая от Казани и желая снова вернуть себе город свой, не давая русским горожанам по своим делам выходить из города. Только с помощью большого числа воинов прогоняли их и тогда выходили на свою работу, пока не погибла вся черемиса за преступления свои и все правители их — уланы, князья и мурзы — не были поражены остриями мечей.
    И сосчитали сами оставшиеся в живых казанцы и черемиса всех своих, убитых в Казанское взятие, и до взятия, и после взятия — и татар и черемису в городе, и в острогах, и уведенных в плен, и умерших с голода, и замерзших, и от других причин в разных местах погибших, о которых знали они и которые были записаны, и насчитали, кроме неизвестных и незаписанных, семьсот пятьдесят семь тысяч двести семьдесят человек. Мало осталось их в живых во всей Казанской земле — только простые люди, больные и немощные и бедные земледельцы.
     
  12. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Казанский летописец вообще не упоминает чуваш. У казанского летописца только черемисы. Что подтверждает догатку что чуваши появились как то внезапно для русских. Для них все были еще черемисами. Странно что Герберштейн и ряд источников упоминают чуваш и только Курбский ,стлокнувшийся с ними лицом к лицу, их наконец то заметил ,отметил что "чувашские селения стоят при великих крепостях" и язык у них "особливый",т.е отличался от черемисского языка. Читая летописца можно понять что Казанские ханы целиком и полностью зависили от местной знати,хотя и приводили с собой дружины. Их знать меняла как перчатки. Их дружины всегда были слабее и малочисленне "местной армии". Если почитаете о потерях казанцев ,то легко можно понять что после взятия Казани местных татар практически не осталось. Черемис тоже изрядно потрепали. Остались более или менее "целыми" чуваши, хотя активного участия в штурме Казани они не принмали . Это очень странно,учитывая тот факт что Герберштейн их "заметил" как лучших стрелков в войске хана. И странно то что чавуш ,т.е чуваш военный термин в армии крымчан и в турецкой армии. Турция была в курсе событий происходивших в ханстве,и через крымских ханов пыталась повлиять на ход событий. Если верить летописцу Турция пыталась создать союз казанцев с ногайцами,но ногайцы не раз ими обманутые отказались. Получается что какое то турецкое влияние все таки было.
     
  13. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Крымские ханы приводили с собой дружины. Из кого они состояли? Учитывая тот факт что даже войско сибирскго хана состояла из чуваш-воинов можно поставить закономерный вопрос,а не пришли ли чуваши с каким нибудь крымским царевичем прямиком из.... Крыма и Турции? Вот здесь не спешите. Чуваши в данном вопросе не означает народ,а означает военное сословие. Военное сословие,дружина прибывшая вместе с очередным ханом ? «собрание же вои Чуваши». Прямых доказательст конечно нет, но настораживают то что ч чуваши-мусулмане в свое время уехали жить в Турцию. Не куда -нибудь ,а именно в Турцию. Сколько их было -неизвестно. Правда или неправда ,но очень может быть,что чуваши ,черемисы и башкиры в 17 веке просили Крымского хана прислать себе наместника.https://www.facebook.com/horbat/posts/10203332786638767.Отрывок из работы Акдес Нимет Курат опубликовал Ахат Салихов в своей книге "Онотолѓан тарих биттєре". Документ гуляет по интернету, но официальная наука об этом замалчивает. Есть говорят документ,в котором черемисы в 19 веке просят заступничества у турецкого султана по ворпросу веры.https://mariuver.com/2010/07/13/cheremisy-sultanu/Здесь и далее по «Документы по истории Волго-Уральского региона из древлехранилищ Турции», Казань; 2008 сс. 331-335.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 8
  14. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Как утверждают лингвисты турецкий язык близок к чувашскому. Есть ряд схожих географических нименований. Даже в легендах и преданиях чувашского народа есть информация о том что их предки пришли с далеких земель,где есть горы,где есть Тинĕс (море). И тут же вспоминается то что "чуваши отличались знанием судоходства". Может это предания не с болгарских времен а гораздо поздние предания. Мы все знаем что народы складывались не в один день. И пришлые чуваши -воины со своими семьями ,получившие свои земельные наделы за службу ,проживая рядом с предками болгар,возможно и дали новое названеие нашему народу. Блгарские воины были подчинены чувашам и постепенно самоназвание болгары было вытеснено? Понятно что это больше похоже на небылицу, но эту гипотезу нужно попробовать прорабатывать и дальше. Для этого нужно больше материалов по лингвистике,по военной терминологии,терминов по административному устройству и по географическим названиям. Нужно сравнивать схожие названия населенных пунктов в Крыму и в Турции с чувашскими. Очень может быть что чуваши первоначально были только названием военного сословия. И первыми чувашами были выходцы из Крыма и возможно Турции? Их не могло быть очень много,но хватило для того чтобы их именем назвался целый народ. По этой причине народа чуваш до 16 века не было в источниках. И в далнейшем не очень то было и понятно и царским чиновникам и некоторым современным историкам, чуваши в документах в 16-18 веках были сословием или народом? Скорее и тем и другим. Процесс еще не был завершен. Он только шел. По этой причине тоже , относительно легко и быстро часть чувашей было отатарено государством,а не татарами. Процесс очувашивания начался в 15 веке и не имел в в19 еще завершенного характера. Без вмешательства РПЦ и государства он бы продолжался и дальше,поглощая другие народы. Видать чуваши - из воинского высшего (после ханской гвардии) сословия умели и сумели объединять народы и составили костяк нового уже чувашского народа.
     
  15. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    В целом гипотеза ,на первый взгляд,ненамного отличается от предыдущего. Но не спешите. Первый говорит скорее о причинах возможно чисто случайных . Когда чувашами прозвали болгар крымские татары. Второй уже говорит о непосредственном участии ,возможно "пришлых чуваш" воинского сословия в этногенезе народа . Не только чувашского ,но и казанских татар. Предсказываю возможно нешуточную борьбу между чувашскими и татарскими историками. К вопросу кто более болгар добавится кто более чуваш ?
     
  16. Kodrag

    Kodrag Хастар сайтҫӑ

    Вполне возможно. Вместо того чтобы искать пути сближения начнут в очередной раз доказывать что один народ болгаристей,чем другой? И это очень даже устраивает федеральные власти. Ничего особого для продолжения политики "Разделяй и властвуй" им и делать не надо. Все за них делают самые ретивые представители обоих народов,называющие себя "патриотами".наподобие некоторых деятелей суварского толка со "сторожевого/дежурного угла" на Чувашском народном сайте.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 10

Страницӑпа ыттисене паллаштар