Тенгрианство - исконная религия чувашей (тюрков)

Тема в разделе "Чăвашсен авалхи тĕнĕ (Чувашская этнорелигия)", создана пользователем Financier, 2015 нар 26.

  1. Šyravşă

    Šyravşă Сайтҫӑ

    Осторожно злой пес!


    Мне всегда хочется убедить новых знакомых, что у чувашей интересная история и культура. Я всегда говорю, что чувашский древний и уникальный язык.

    Но я не говорю вещей, которые нечем подтвердить и которые являются лишь маниакальными этнофантазиями на почве комплекса неполноценности. Еще я стараюсь не оскорблять другие народы и языки. täŋri в древнеуйгурском употреблялось как "небо"; чувашскому современному аффиксу -ри соответствовал -takı/täki (buluŋtakı "тот, который в стороне", manıstantakı "тот, который в монастыре" -->>> täŋridäki "тот, который в небе"). Чувашский ротацизм т~р - скорее всего тоже явление относительно новое, потому что архаичные формы с т напоминают о себе: унра "у него" - унта "там" (д-уйг anta "у него" и "там").

    Для того, чтобы утверждать что -ri в täŋri происходит от чувашского ri (<ta+ki), нужно еще верить в то, что когда будет изобретена машина времени, первым делом в прошлое отправится чуваш с чувашеверской миссией, который расскажет тюркам и булгарам про TENRI, где ТЕN "небо", а ТЕНРИ тот который в небе. Чтобы после тысяч лет, какой-то чувашевед сделал это открытие... Размеры тщеславия поразительные.

    ---
    Çил хӑвалакан вӗҫкӗн ҫӳрет
     
  2. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Смысл свистопляски вокруг ТЕНГРИ весьма прозрачен: "ТЕНГРИАНСТВО не было единобожием, а представляло местническое заблуждение тюрок и монголов". Так утверждается христианскими богословами.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2016 юпа 3
  3. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Поста хуратрон. ТЕНГРИ смахпа чвашсем торра нихсян та асонман. Вол смахран ТОРА смаха туман. Ку калопсор суя. Фонетика саккунесем хысьне пытанни пулошайме.Сьмь авалхи ТОРА тьнэ тьньчипе саролно тьнь пулно.
     
  4. Šyravşă

    Šyravşă Сайтҫӑ

    [​IMG]
    Хехе. Пĕр иккĕленсе илсеттĕм, анчах Конми апостол кусене çырнă хыççăн - Тораизм валли уйрăм темă уçни тĕрĕсех-ха. Конмиизм - кунти хăш пĕр çынсен фильтраци принципĕпеле туса хунă тенгриизмпа, ПИЕ халăхĕсен паганизмĕн тата суяхристиан деривачĕ.

    Хам хуратса ларать-ши вĕçĕм сирĕн постсене? Кам çăварăра хупма тăрăшать-ши сирĕнне - эсир çăвар хуптарма юрататăр та, çынсем те сирĕнне хуптараççĕ-ши?
    Калаçăр, "свистопляска" тăвăр, чару çук. Чăннине пĕлес текен вара пĕлĕ, йывăрах мар - уç пĕр-ик виç кĕнеке те, çитрĕ.

    Тораизмăн малалли пайĕсем çитес вăхăтра тухĕç. Сирĕн кĕнекĕр те çырăнĕ Конми тус - пĕлес текен пĕлтĕр: мĕнлерех Альфа-Омега вăл ПĕрĕТĕнĕ™ .

    ---
    Пур кӗнеке те ырра вӗрентмест
     
  5. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Терминсемпе пьчьк ачалла вылятон. Кабинетна пырса хусюпа псьерккь парасса ан кьть. Ховон эсюне ту, интернетра туркколла вьрент. Теологипе лингвистика ыйтовесем саншон сьмьворман.
    Тавлашу вьсьленчэ. Су пол. Вьрен, ытларах вула.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2016 юпа 3
  6. Šyravşă

    Šyravşă Сайтҫӑ

    Хăш терминсемпе?
    Мĕн пĕçеркки? Хăш кабинет? Хăш хуçа?
    Ман кабинета килес тетĕр пулсан - килĕрех, пĕçерккĕ мар чай ĕçтерĕп.
    Лингвистикă та, теологи те маншăн сĕм вăрман мар, кăмăла уçса яракан хурăнлăх пек.

    ----
    Пӗвере шуйттан пӗтмест теҫҫӗ
     
  7. NikolayUZ

    NikolayUZ Ҫӗнӗ усӑҫ

    В этой теме, как и в любой другой, касательно религиозных воззрений, наблюдается противопоставление одной религии ещё одной. Логично было бы устранить корень раздора - религию как явление, кучкующее людей по своими принципам. Абстрагируясь от религий - ведь есть же общечеловеческие ценности, а традиции - они и есть некое наследие, которое можно уважать, придерживаться и не вступать в противоречие.
     
    атика ку килӗшнӗ.
  8. SWR

    SWR Сайтҫӑ

    А.В. ДЫБО ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РАННИХ ТЮРКОВ ЛЕКСИЧЕСКИЙ ФОНД ПРАТЮРКСКИЙ ПЕРИОД МОСКВА 2007
    http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Lingivist-kontakt-rannix-tyurkov-Dybo_2007.pdf

    Стр. 82


    1. Аппелятивная лексика
    Ранние записи

    Предположительно тюркские слова Небо: 撐黎

    (Pulleyblanc 1962, 241) И е р оглифы 1. 撐, совр. chēng ‘подпирать’. Для ср.-кит. зафиксированы чтения thaŋ, taŋ и daŋ. Ср. фонетически сходные иероглифы 瞠, совр. chēng, др.-кит., класс. кит. thrāŋ, ЗХ, ВХ thāŋ, ПДК thāŋ, ср.-кит. thäiŋ ‘всматриваться’ 83 (Karlgren 0725 f) и 赬, совр. chēng, др.-кит., класс. кит. threŋ, ЗХ, ВХ, ПДК, ср.-кит. theŋ ‘красный цвет’ (Karlgren 0834 m). 2. 黎, совр. lí, др.-кит., класс. кит., ЗХ, ВХ rə̄j, ПДК lə̄j, ср.-кит. liei ‘черный; черноволосый’ (Karlgren 0519 k). Слово употреблено в Ши цзи и Хань шу. Приблизительное чтение для периода ЗХ: скорее задний ряд, thāŋ-rə̄j 59 .
    Как мы видим, довольно хорошо согласуется с одним из восстанавливаемых для пратюркского состояния вариантов: ПТ *teŋri / *taŋri ‘бог; небо’, чув. tora ‘бог’, як., долган. taŋara ‘бог’, тув. dēr, тоф. dēre ‘бог’, хак. tigər, шор. tegri, сюг. teŋer ‘бог’, др.-тюрк. teŋri ‘бог, небо’ (орхон., др.-уйг.), крх.-уйг. teŋri ‘бог, небо’ (MK; QB), чаг. teŋri ‘бог’ (Sangl.), ср.-кыпч. teŋri ‘бог’ (CCum.; AH), узб. taŋri, н.-уйг. täŋri ‘бог’, тур., аз. tanri ‘бог’, туркм. taŋri ‘бог’, салар. tanru (ССЯ) ‘бог’, караим. taŋri, teŋri ‘бог’, кбалк. tejri ‘бог, небо’ (‘небо’ мета- форически), татар., башк. täŋre ‘бог’, ккалп. täŋir ‘бог’, кирг. teŋir ‘бог, небо’ (‘небо’ — только в парных словах kök teŋir, asman teŋir), галт. teŋeri ‘бог, небо’ (VEWT 474; TMN II 577; EDT 523–524; Федотов II 252; Stachowski 217).
    Тюркское слово заимствовано в монг. teŋgeri > эвенк. tiŋeri, солон. teŋer (см. Doerfer MT 236). Отметим лингвогеографическое распределение заднего и переднего вариантов основы по типу «периферия– центр»: задний вариант — чувашский, якутский, огузские языки, передний — саянские, хакасские, центрально-восточные, карлукские, кыпчак- ские. Передний же вариант — в древнеуйгурском (ср. передний вариант дативного афф. -ke и под.) и в руническом тюркском. Можно предполо- жить инновационное развитие в «центре» под влиянием глагола teŋ- ‘па- рить’ и производного от него teŋ-ig ‘небо, воздушное пространство’ МК, см. EDT 514, 518. Ср. альтернативный этимологический анализ слова, данный в СИГТЯ 2000, раздел «Представления о небе и небесных явлени- ях», К. Мусаевым: форма täŋri (Тенри) вторичная, возникшая в результате присоединения афф. принадлежности -i. Первичной считается форма tеŋir < *tеŋ- ‘возвышаться, подниматься’ + афф. причастия –ir, см. также Тата- ринцев 1984, 78–81. Тюрк. *taŋri — из редких слов, которые в староанато- лийских памятниках пишутся с t- ت ,что указывает на придыхательность. Вопреки цитируемому Пуллиблэнком высказыванию Пельо (1944) отно- сительно того, что «вариативность и нестабильность» слова *taŋri по тюркским и монгольским языкам указывает на его заимствованный харак- тер, тюркское слово имеет довольно достоверную алтайскую этимологию (EDAL): ПАлт. *t‛aŋgiri ‘клятва, божество’, ПМонг. *taŋgarag ‘клятва’, ПТМ *taŋgura- ‘молиться, поклоняться’, ПЯп. *tinkir- ‘клясться’. Если эта этимология верна, следует предполагать в тюркском значение ‘бог’ пер- вичным по отношению к значению ‘небо’. Такое, кажущееся на первый взгляд необычным, семантическое развитие имеет параллель в иранских языках, где рефлексы праиранского теонима Mitra/Miθra иногда означают 59 Pulleyblanc 1962: täŋ-. 84 «солнце», тогда как для индоиранского состояния это имя принадлежало божеству клятвы, договора 60 .
     
    Чи кайранхи улшăну: 2016 ҫӗр 4
  9. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Постоянно забываем, что собственное имя Бога-Творца ТАБУИРОВАНО изначально. НИЧЕГО УДИВИТЕЛЬНОГО НЕТ В ТОМ, ЧТО РАЗНЫЕ НАРОДЫ ЕГО НАЗЫВАЛИ РАЗНЫМИ СЛОВАМИ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, используя прием метафорического переноса: небесный, всевышний, спаситель, бог, творец и т.п. Очень уж хочется дискриминировать отдельные народы, обвиняя их, как не ведавших единого бога вследствие своей отсталости.
     
    ЧЕЛБИР ку килӗшнӗ.
  10. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Греко-христианское вероучение возникло послс разгрома греками Древнеперсидской империи в противовес реформированному Зороастром древнему монотеистическому вероучению, осуждавшему греко-римское увлечение поклонением "божкам", забыв единого творца. Греко-персидские войны были фактически религиозными. Об этом христианские богословы молчат, выпячивая слабые стороны Зороастризма. Не надо забывать, что Зороастр (греческое написание) был священником древней веры и не мог выступать против ее основ, УТВЕРЖДАВШИХ РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ ПЕРЕД БОГОМ. Персам импонировало резкое осуждение им рабовладения, прикрываемого церковью.
     
  11. Šyravşă

    Šyravşă Сайтҫӑ

    Не пытаясь вникнуть в ваш краткий голословный пересказ истории Греко-персидских войн, происхождения "греко-христианского" вероучения, задаю практичный вопрос. Какие ритуалы поддерживает ваша вера Тораизма? Например:
    - Когда вы умрете, вы хотите чтобы вас хоронили по Зороастрийскому обряду отданным стервятникам на пожирание на дахме [rf] или в стиле, который продолжает Иудаизм, Христианство, Ислам и многие другие религии?
     
  12. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Мы говорим о том, что монотеизм - вера в единого бога-творца - не выдумка христианства. Обряд захоронения - не главная характеристика монотеизма. Христианство и магометанство определенным образом повлияли на процесс изменения обряда у многих народов, приняв уверение в вознесении безгрешных во плоти, возвернувшейся к костякам мертвецов. Но кремация и христианством не осуждена. По Гумилеву у булгар она продолжалась до 10-го века. Обряд "СЬВА", очевидно, предполагал кремацию костяков после истлевания плоти, сооружение могильного холмика с захоронением остатков кремации и установку ЮБА.Читайте у Бичурина про этот обряд у монголов, у Гумилева про Таштыкскую эпоху у хуннов. Булгары опускали гробы тяжелеййших преступников под воду, чтобы она вымыла их грехи (Джагфар-3). Обряд видоизменялся с учетом природных условий и возможностей людей и родов.
     
  13. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Главное различие дохристианского монотеизма от христианского, влияющая на эту обрядность - утверждение о вознесении только духа, а не бренных останков.
     
  14. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Многое зависело от народных суеверий в разрушении дохристианского монотеизма. Об этом весьма логично рассуждает В.Н.Татищев в "Истории Российской". Он считал, что только евреи сохранили дохристианский монотеизм. Это сомнительно. Обряд человеческого жертвоприношения у древних евреев говорит об обратном.
     
  15. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Дохристианский монотеизм - э то не моя выдумка. Это исторический факт, не подвергаемый осуждению и насмешкам. На такие глупости способны лишь малограмотные атеисты, выдающие себя за верующих.
     
  16. Kernek05111223

    Kernek05111223 Маттур сайтҫӑ

    Правильно Конми. Раньше подобные Щыравща были пламенными комсомольцами и твёрдокаменными коммунистами. А после девяностопервого года все они в одночасье превратились в верующих-ретивых прихожан РПЦ и других концессий. Народ их называет подсвечниками.
     
  17. Šyravşă

    Šyravşă Сайтҫӑ

    Примитивный монотеизм конечно не ваша выдумка. Без него не было бы и иудаизма, и христианства, и ислама.
    А обряд человеческого жертвоприношения у булгар о чем говорит?
     
  18. Kernek05111223

    Kernek05111223 Маттур сайтҫӑ

    А у иудеев как я неоднократно слышал обряд человеческого жертвоприношения существует и поныне. К примеру в той-же Богемской роще на своих закрытых сборищах еврейская верхушка по слухам приносит человеческие жертвы Ваалу. Если я ошибаюсь поправте меня Щыравща.
     
  19. Kodrag

    Kodrag Хастар сайтҫӑ

    А у славян его не было Писарчук? Или они тоже приносили кровавые жертвы своим истуканам:Ярило,Перуну,Велесу и так далее?
     
  20. Šyravşă

    Šyravşă Сайтҫӑ

    Были, наверняка были. Например в Волжской Булгарии - и у булгар, и у викингов были... Речь же не об этом, а о "поразительных" выводах Конми о примитивном монотеизме, по которым получается, что народ приносящий богу человеческие жертвы, не мог сохранить дохристианского монотеизма:
    Так как в Тораизме примитивным народом являются чуваши, и именно они (в лице, может быть, Конми - хотя он этого не раскрывает, свою религию не называет). Но после приведенной выше цитаты для бугаро-нострато-тюрко-торко-арамее-чуваш нужно сделать исключение из своих же тораистических правил, чтобы они не противоречили Тораизму.
    Цитата из Книги Тораизма:
    "24. Чăвашсем Торра ытти халăхсенчен ытларах ĕненеççĕ."

    Но у чувашей так же как и у евреев есть история человеческих жервтоприношений, то есть по логике Конми чуваши тоже не сохранили примитивного монотеизма, либо это "сомнительно".

    Цитата из Книги Тораизма:
    "2. Пĕрисем торă тĕнне пăснă. Пĕрисем торă тĕнне пăсман. Индисем пăсман."
     

Страницӑпа ыттисене паллаштар