Как,когда и почему чуваши татарами стали ?

Тема в разделе "Чăвашсен историĕ (История чуваш)", создана пользователем Манăнкилес, 2017 пуш 17.

  1. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Как,когда и почему чуваши стали татарами ? Вопрос требует подробного разбора и анализа. Чувашские историки чаще говорили о том, что "кто принял ислам тот автоматически становился татарином". Татарские историки писали что, чуваш,принимавших ислам было мало, и то что чувашами прежде записывали всех "ясачных" земледельцев. Для историков еще советской школы свойственно было недоговаривать и утаивать правду,особенно в отношении истории "малых "народов. Так что ,можете считать ,что правду так никто и не раскрыл. Давайте вместе попробуем восстановить хронологию событий и найти причинно-следственные связи.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 пуш 17
  2. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Как ,когда и почему болгары стали называться чувашами мы разобрали.Великий русский историк Карамзин Н.М. писал в 19 веке: "Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей." ("История государства Российского", СПб,1818,т.3, с.172)Еще первый русский историк В.Н.Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». Р.Н.Степанов обратил внимание на одно странное обстоятельство: в челобитных XVI-XVII вв. жители мусульманских сел Казанского уезда почему-то именуют себя чувашами . В качестве иллюстрации можно привести судное дело 1672-1674 гг. жителей татарской деревни Бурундуки (Кайбицкий район РТ) Бикчюрки (Бекчуры) Ивашкина и Бикмурски (Бекмурза) Акмурзина, в котором они названы чувашами. С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX – начала XX вв. Историк XVIII в. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек». Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют» .Этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман не сразу, так как еще в XVIII в. они продолжали именоваться своим исконным именем. Приведем некоторые примеры. Некий Кадыргул Кадырметев, допрошенный в 1737 г. в Чебаркульской крепости о причинах своего пребывания в Башкирии, сообщил: «Родом я ясашной чювашенин Казанского уезду, Арской дороги, деревни Верхнева Четаю».Один из вождей башкирского восстания 1735-1740 гг. батыр Тамьянской волости Кусяп Султангулов, приехавший в Оренбург под гарантии личной неприкосновенности, данные оренбургским ахуном Мансуром Абдрахмановым, а затем вероломно арестованный, говорил последнему: «ты де, чувашенин, меня обманул, да и мурза де чувашенин также обманул». Западноевропейские путешественники 17 века (Гакстгаузен и Олеарий) высказываются в том смысле, что казанские татары не ордынские татары, потому что в их быте не сохранилось следов родства с последними. Новейшими же исследованиями точно установлено, что в бытовой жизни казанских татар до настоящих дней удержались обычаи, верования, вполне совпадающие с чувашскими. Наконец, не надо упускать из виду и того обстоятельства, что сами древние болгары резко отличали себя от татар завоевателей. Это ясно из речей их послов к русскому князю Юрию в 1223 году. “Пришёл народ неведомый, и язык коего прежде неслыхивали, вельми сильный”. – говорили они о пришельцах из глубин Азии. Дело в том, что в немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, татары не упоминаются. Например, в челобитной «всей Казанской земли», поданной в 1551 г. Ивану IV, фигурируют лишь «чуваша и черемиса и мордва и тарханы и можары»
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 пуш 17
  3. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Смена этнической самоидентификации и смена этнонима чуваш
    Со времени насильственной христианизации Поволжья (особенно массово в XIX веке) и вплоть до начала XX века исследователи фиксировали случаи смены этнической самоидентификации чувашей из религиозных соображений, так называемый «переход в татары» с принятием ислама. Со второй половины XX века возросла тенденция ассимиляции чувашей титульным населением России — русскими.

    В начале XXI века активизировалось движение чувашей по возврату к историческим этнонимам булгары и сувары.

    Переход в татары
    Массовый переход чувашей в татары был задокументирован в XIX — начале XX века и нашёл отражение во множестве научно-исследовательских работ[72].

    Чувашенин, принявший мухаммеданство, уже стыдится именоваться чувашенином и говорить по-чувашски, а называет себя татарином. «Я не чувашенин, то есть не язычник», мыслит он: «я татарин, то есть правоверующий».
    Комиссаров Г. И. Чуваши Казанского Заволжья // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т. XXVII. Вып. 5. — Казань, 1911. — С. 319.
     
  4. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Переход в русские
    Резкое снижение численности чувашей во второй половине XX века исследователи связывают с массовым переходом чувашей в русские[73].

    Незначительно сократилась число чувашей: было 1,77 млн, стало 1,64 млн. Неблагоприятные демографические тенденции в данном случае действительно имеют место (об этом ниже), но основной фактор — смена этнической идентичности.
    Население России 2003—2004. Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный демографический доклад / Под ред. А. Г. Вишневского. — М. Наука, 2006. — С. 73.
     

Страницӑпа ыттисене паллаштар