Чуваши. Тайна происхождения названия народа раскрыта ?

Тема в разделе "Чăвашсен историĕ (История чуваш)", создана пользователем Манăнкилес, 2016 раш 23.

  1. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Конми ,вы как проффесор ,который решил "завалить" студента отличника. Ответа не слушаете,все пытаетесь придумать каверзные вопросы.
     
  2. Kernek05111223

    Kernek05111223 Маттур сайтҫӑ

    КОНМИ А МОЖЕТ НИКТО ВАШЕ ПОЯСНЕНИЕ И НЕ СТИРАЛ? ВАШ ТЕКСТ ПРОПЕЧАТАЛСЯ ДВАЖДЫ.
     
  3. Kernek05111223

    Kernek05111223 Маттур сайтҫӑ

    Чувашская "историческая наука" занимается только тем,что дозволяется федеральной властью. А остальным ни-ни! Страшно видать?
     
  4. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Эти вопросы должны быть в вашем подсознании, поскольку сознание ваше занято подтаскиванием разнородного материала для подтверждения вашей гипотезы=предположения с добавлением к ним опять-таки ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ. Предположение предполжениями не доказывается. Нужны факты, без предположений.
     
  5. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Факт, бьющий прямо в лоб: в булгарское время р.Цивиль называлась ЧУИЛЬ (река племени ЧУ), в русской орфографии ЦИВИЛЬ. Земли чуваш расположены по обе стороны от рек Большого и Малого Цивилей между Сурой и Свиягой. Здесь знаковые булгарские названия поселений: Трак (Стоянка), Хьлесь (Зимник), Субар (Большой и Малый), Сюрьбюэль (Сотниково или Дружинниково)... Здесь известны фамилии Кашанов, Кашарин (Кашан - местность в Ср.Азии ближе к Алтаю - Ылттон Тусем). Асы с реки ЧУ = ЧУАСЫ (в совр. произношении и орфографии ЧУВАШИ). Булгарские роды-племена собрались здесь, отступая при нашествии монголов.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 28
  6. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Сьэтэк Сьвась расположена за Субарским лесом на притоке Тьрер Малого Цивиля. Версия не противоречит версии Н.Егорова, а подкрепляет ее. Надо вспомнить и про Царство ЧУ на юге Китая (4 век до н. эры, пишу по памяти) и роды-племена по реке ЧУ в Туране в хонские времена. Это подтверждается и гентикой. См. у Дейнекина в "Истории чувашского народа..."
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 28
  7. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Для настоящего историка предложенных фактов хватает. Вся мировая история пишется по такому сценарию. Если у вас другие способы ,то назовите свой способ как то иначе.
     
  8. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Генетикой это никак не подтверждается . Почему не вспомнили Чукотку ? И перестаньте цитироват "Джафар Тарихи". Для историков такого документа не сущестивует. ЕТĔРНЕ,ЯНГИРЕЕВО,АЧАК, КРЫМСАРАЙКИНО.ЧАУШИ существуют и "янычарский след" в генетике прослеживается и масса других фактов. Единственно правильная версия происхождения названия чувашского народа на сегоднешний день только одна. Назовем ее ВОЕННОЙ версией. Все остальные не разработанны из-за отсутствия фактов. Для науки не требуется всеобщего признания версии.Это личное дело каждого,но "перебить" эту версию вряд ли кому удастся. Слишком много подтверждающих фактов. Требовать "еще" и "еще" не научно. От добра добра не ищут.
     
  9. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Однако вы не смогли ответить на каверзный по- вашему вопрос и замечание по поводу перекраивания и добавления своих предположений к выдержкам из разных источников, не могущих подтвердить вашу версию. Ваш разум зашторен восхищением турецкими янычарами. Завершаю полемику, считая тему закрытой.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 29
  10. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Для полемики нужны конраргументы,а у вас их нет. Не было ни одного "каверзного " вопроса по существу .
     
  11. атика

    атика Хастар сайтҫӑ

    тен эсир пĕр шур-хура лаша çинченех тавлашатăр,конми шурă теть,манăнкилес хура теть,лаши пĕрех мари.
     
    Kernek05111223 ку килӗшнӗ.
  12. Kernek05111223

    Kernek05111223 Маттур сайтҫӑ

    Пер пуша витрерень теприне яраще.
     
  13. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Ивана IV встретили свияжские воеводы с тремя полками, причем «в третием полку многие горные люди, князи и мырзы и казакы и черемиса и чюваша»/ Нашим академикам невдомек,что перечисленные термины это названия сословий.Князья и мурзы -правители. Казаки ,черемисы, чюваша говорили на одном с ними языке- чувашском. Привязывать название народа чуваши к йăваш сверхнаивно.
     
  14. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Мы располагаем несколькими документальными свидетельствами об участии чувашей и служилых людей городов Чувашии в Первом ополчении. В грамоте от 31 января 1611 г., направленной в Нижний Новгород, П.П. Ляпунов писал, что «понизовая сила», т.е. военные отряды из района Приказа Казанского дворца, стоит в Шацке и направится на Коломну . Он же в феврале писал во Владимир и Суздаль, что, согласно приговору руководства ополчения, всем его силам необходимо сходиться в двух городах: владимирским, нижегородским, рязанским, казанским, шацким и «украинных городов» людям – в Коломне, калужским, тульским и северских городов людям – в Серпухове. «А я, господа, – продолжал П.П. Ляпунов, – не иду на Коломну за тем: дожидаюсь из–под Шатцкого Ивана Карказицкого, а с Иваном, господа, мордва и черемиса луговая и нагорная, и чуваша, и темниковцы, и алаторцы, и иных многих городов людей тысяч с сорок и больше» . В феврале же из Ярославля сообщили в Вологду, что «ис Рязани… писал Прокопий Ляпунов в Нижний, а из Нижняго писали к нам в Ярославль, что рязанские и северские городы в собраньи многие люди, а из понизовых городов и из Казани и из Нижняго ратные многие люди идут в сход к ним на полских и литовских людей к Москве… А из Нижняго в Володимер ратные люди пришли, а из Казани идут же». В апреле 1611 г. временное правительство прислало в «государьство Казанское – в вотчину Московского государства» грамоту, в которой сообщало об обмане со стороны поляков, о разорении ими страны, грабежах и убийствах и об осаде подмосковными полками Москвы. П.П. Ляпунов, бояре и подмосковные полки писали: «А вы б, господа, бояре и дворяне, и дети боярские, и всякие служилые люди, и князи, и мурзы, и татаровя, и новокрещены, и чюваша, и черемиса всей Луговой стороны, и изо всех городов Казанского государьства всякие ратные люди, собрався, шли, не замешкав, на земскую службу к Москве наспех». Временное правительство просило также прислать под Москву деньги на содержание ратных людей. В феврале 1612 г. Д.М. Пожарский с товарищами писал в Курмыш: «А ратных бы людей курмышан: дворян и детей боярских, и сотников стрелецких с стрельцы, и тарханов, и чувашу, и черемису выслали на земскую службу в Нижней Новгород со всею службою тотчас. А земское жалованье дворяном и детем боярским, и всяким служилым людям велети дати из курмышских доходов»
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ҫу 10
  15. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Чувашским ратникам, стрельцам из городов Чувашии и представителям других социальных групп края довелось участвовать в 1613–1614 гг. в борьбе с Заруцкиим.

    Еще в начале 1613 г., по–видимому, по распоряжению временного правительства, с Казанской земли была направлена против Заруцкого возглавленная Н. Шульгиным многочисленная рать, куда входили «головы и дворяне, и дети боярские, и князи, и служилые новокрещены, и татаровя, и сотники, и стрельцы, и чюваша, и черемиса, и вотяки, и всего Казанского государства всякие ратные люди» [271]. В первых числах марта 1613 г. Казанская рать достигла Арзамаса, где узнала об избрании Михаила Романова царем и принесла ему присягу. 600 воинов из Свияжского уезда, в основном чувашские ратники, во главе с головой И. Чуркиным отправились в Переяславль Рязанский для борьбы с Заруцким, остальные вернулись в Казань [272].6 февраля 1614 г. царь распорядился «понизовых городов дворяном и детем боярским, и казанским князем и мурзам, и татарам, и чюваше, и черемисе» во главе с воеводами князем А.М. Львовым и П.И. Секиркиным собраться в Калуге и оттуда через Брянск направиться против польских и литовских захватчиков на кричевские места. Из Казанского уезда выступило в поход 100 дворян и детей боярских, под началом «татарского» головы О. Прончищева новокрещенов и «жаловальных татар», т.е. татарских феодалов, 312 чел. и людей их 72 чел., «да з земли чюваши и черемисы», т.е. ясачных чувашей, марийцев, удмуртов и, возможно, татар (в Казанском ханстве ясачных татар не было, с вхождением в состав Русского государства некоторые отатарившиеся чуваши становились ясачными тарамаи), 1563 чел.; из Свияжского уезда – 50 дворян и детей боярских, с головой А. Тетериным 10 детей боярских, толмачей и подъячих, 210 «новокрещенов, князей и мурз жаловальных» и людей их 28 чел., 712 ясачных чувашей; из Чебоксарского уезда – с головой Г. Бартеневым «служилых татар» (фактически они были служилыми чувашами), чувашских тарханов и сотников 56 чел., ясачных чувашей 667 чел.; из Цивильского уезда – во главе с головой Н. Зюзиным служилых чувашей и сотников 84 чел., ясачных чувашей 559 чел.; из Ядринского уезда – с головой П. Апраксиным 17 чувашских тарханов и сотников, 297 ясачных чувашей; из Козьмодемьянского уезда – с головой Н. Зюзиным (он был «татарским головой» в Козьмодемьянске и, за отсутствием головы в Цивильске, возглавлял ополчение двух уездов) новокрещенов, чувашских и марийских тарханов и сотников, а также «бусурманов» 22 чел., ясачных чувашей и марийцев 428 чел.; из Кокшайского уезда – с головой Н. Шестаковым 104 ясачных чуваша и марийца; из Царевококшайского, Санчурского, Уржумского и Яранского уездов – марийских сотников, новокрещенов и ясачных марийцев 1244 чел. Кроме них, в походе было детей боярских 100 чел., князей, мурз и служилых татар 230 чел. из Алатырского уезда. В общей сложности Казанская рать насчитывала в своем составе дворян и детей боярских 290, князей, мурз, татар, чувашей и марийцев 6573 чел., итого 6865 воинов. Нам предсавляется, что примерно в аналогичном составе выступали в походы рати и отряды Казанской земли в 1611–1612 гг. К войску А.М. Львова и П.И. Секиркина присоединились 300 дворян, детей боярских и «ратных лутчих людей» из Брянска, Рыльска и Курска, а также 2 арзамасца [284]. «Столяровский хронограф» сообщает, что ратные люди А.М. Львова и П.И. Секиркина – «татарове и черемиса» – храбро сражались с польско–литовским войском в Крическом и других уездах, «многий полон поимали и, воевав, здорово пришли во Брянеск». Ратные люди с похвалой были распущены по домам [285].
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ҫу 10
  16. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Летом 1615 г. польский полковник А. Лисовский с многочисленным войском вторгся в Северскую землю, осадил Брянск, затем захватил Корачев. В конце июня против него были направлена рать боярина Д. М. Пожарского в 4500 чел., состоявшая из дворян и детей боярских центральных и южных городов, 129 дворян и детей боярских и 230 служилых татар из Алатырского уезда, 120 служилых татар из Курмышского уезда и рать воеводы С.И. Исленьева в 2453 чел. Кроме дворян и детей боярских разных городов, в его рати были кадомские, цненские, касимовские служилые татары [286].

    В помощь этим воеводам была снаряжена Казанская рать, в состав которой вошли ратные люди: из Казанского уезда с головой И. Нармацким дворян и детей боярских 58 чел. и стрельцов 89 чел., с головой О. Прончищевым служилых татар 306 чел. и людей их 72 чел., «с земли чюваша и черемиса 1730 человек, с трех дворов по человеку»; из Свияжского уезда с головой И. Киреевым детей боярских 32 чел., с головой Л. Аверкиевым 5 детей боярских, 17 новокрещенов, 297 служилых татар и чувашей, а также их людей 28 чел., 693 ясачных чуваша; из Чебоксарского уезда под началом головы М. Змеева 1 сын боярский, 51 новокрещен и служилый чуваш (в истчонике «служилые татары»), 850 ясачных чувашей; из Цивильского уезда с головой Т. Соймановым детей боярских 5 чел., сотников, тарханов и служилых чувашей 62 чел., людей их 8 чел., ясачных чувашей 660 чел.; из Ядринского уезда с головой П. Парфеньевым детей боярских 4 чел., новокрещенов и чувашских тарханов 14 чел., ясачных чувашей 291 чел.; из Козьмодемьянского уезда с головой И. Юрьевым детей боярских 6 чел.; «новокрещенов и бусурманов, и сотников» 13 чел., ясачных чувашей и марийцев 477 чел.; из Кокшайского уезда с головой И. Мертвым 5 тарханов, 104 ясачных чуваша и марийца; из Царевококшайского уезда с головой Д. Змеевым 18 «новокрещенов» и «бусурманов», 256 ясачных марийцев; из Санчурского уезда с головой И. Дубенским 25 новокрещенов, 260 ясачных марийцев; из Яранского уезда с головой В. Киреевым детей боярских 3 чел., новокрещенов и сотников 18 чел., ясачных марийцев 313 чел.; из Уржумского уезда с головой М. Шадеевым детей боярских 4 чел., новокрещенов и тарханов 24 чел., ясачных марийцев 439 чел. Кроме того, с головой Г. Свиньиным выступило касимовских князей, мурз и служилых татар 433 чел., цненских служилых татар 83 чел., с головой М. Пестриковым курмышских служилых татар 121 чел. Всего в Казанской рати состояло 7875 воинов [287].
     
  17. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Английский коммерсант и дипломат Джером Горсей, проживший в Москве с 1572 по 1591 г., в своей книге «Записки о Московии ХVI века» описывает и события в России начала ХVII века. Так, основную роль в освобождении России от польских интервентов он приписывает нерусским народам. «Набеги и вторжения крымских татар, – пишет Горсей, – сильно беспокоили поляков. Но еще опаснее были для них бунты и нашествия черемисов, ногайцев, мордвы, татар, черкасов и их князей и правителей, испытанных, смелых наездников. Эти инородцы долго находились под властью русских царей, которые обходились с ними лучше, нежели со всеми другими нациями; и теперь, лишенные привычного хорошего обращения и притесняемые поляками, они возненавидели их, что и послужило им и русским на пользу. Они поднялись в огромном числе, вооружились, напали на поляков, подвергли их неминуемой опасности, грабили, расхищали их имущество и убивали. Поляки принуждены были обратиться в поспешное бегство вместе с захваченными сокровищами и добычей. Таким образом, страна была освобождена»
     
  18. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    3. ПЕРВЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МИХАИЛА РОМАНОВА. УЧАСТИЕ ЯСАЧНЫХ ЧУВАШЕЙ В ВОССТАНИИ 1615–1616 ГОДОВ



    О восстании ясачных людей Среднего Поволжья и Приуралья, в основном территории бывшего Казанского ханства (ее в источниках называли Казанской землей или Казанским царством), 1615–1616 гг. в русской исторической литературе встречаются лишь краткие сообщения в несколько строк [300].

    С воцарением в 1613 г. Михаила Романова правительство, получившее в наследство опустошенную казну, для покрытия расходов по продолжению борьбы с польскими и шведскими интервентами и удовлетворению требований участвовавших в национально–освободительном движении князей, дворян и детей боярских резко усилило фискальный гнет трудовых масс. Начались массовые раздачи крестьянских земель вотчинникам и помещикам. Участились наборы ясачных людей и крепостных крестьян в армию.

    В труднейшем положении оказалось ясачное население Казанской земли.

    Князья, дворяне, дети боярские, монастыри, Казанский архиерейский дом вновь занимали земли, возвращенные себе восставшими ясачными людьми во время народных движений начала ХVII века. Правительство начало раздавать феодалам, особенно дворянам и детям боярским, ясачные земли, расположенные прежде всего вблизи городов. Однако не это являлось главной причиной восстания 1615–1616 годов.

    В 1613–1615 гг. стала чрезвычайно обременительной для ясачного населения ратная повинность. Как известно, ясачные чуваши, марийцы, удмурты и татары были обязаны поставлять для походов одного конного ратника с трех ясаков – примерно с шести фактических дворов. В начале 1613 г. был произведен набор ясачных людей в Казанскую рать. Согласно сообщению документа, только из Свияжского уезда было призвано 600 чел. По–видимому, общая численность мобилизованных ясачных людей составляла тогда не менее 5 тысяч чел. Казанская рать (в ней, кроме ясачных ратников, служили дворяне и дети боярские, стрельцы, служилые люди из татар, чувашей и других народов края) в марте прибыла в Арзамас. Отсюда воины из Свияжского уезда были отправлены в Рязанскую землю для борьбы с отрядом И.М. Заруцкого, а остальные возвратились в свои уезды [301]. В феврале 1614 г. на борьбу против польско–литовских интервентов было направлено 5533 ратника из ясачных чувашей, марийцев, удмуртов и татар Чебоксарского, Свияжского, Цивильского, Ядринского, Козьмодемьянского, Кокшайского, Казанского, Санчурского, Царевококшайского, Яранского и Уржумского уездов [302]. В июне 1615 г. из тех же уездов выступило в поход 7019 ясачных ратников против польского войска полковника Л. Лисовского [303].
     
  19. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Подавив в крови восстание ясачных людей Среднего Поволжья и Приуралья, царское правительство продолжало отнимать у них земли для феодалов, призывать их в армию, собирать с них окладные ясачные и другие налоги, также пятинные деньги. Известно, что дьяк Б. Милованов летом 1618 г. в Казанской земле собрал пятую пятину в сумме 23.116 руб. 30 алтынов и доставил эти деньги в Москву [341]. В том же году в войско боярина, князя Б.М. Лыкова и И.А. Колтовского в Нижний Новгород были набраны ясачные чуваши, марийцы и татары Чебоксарского, Свияжского, Цивильского, Ядринского, Курмышского, Козьмодемьянского, Казанского, Уржумского и других уездов Казанской земли, а также мордовские крестьяне [342].

    Восстание ясачных людей Среднего Поволжья и Приуралья 1615–1616 гг. вошло в историю России как крупное и яркое событие социального протеста нерусского крестьянства против феодально–крепостнического и национально-колониального гнета.http://www.studfiles.ru/preview/1624520/page:5/
     
  20. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    С присоединением Казанского царства, Астрахани и Сибири население этих областей уже при Иване Грозном участвовало в походах русского войска. В XVII в. ратные люди из нерусских народов делились на две категории. К первой принадлежали "новокрещены" (принявшие христианство) и феодальная верхушка (сибирские, татарские царевичи, мурзы, тарханы, головы, сотники и др.), которые несли службу "все головами своими", как и русские дворяне, "с поместей" или "с земель". Со временем число таких "служилых татар, и чюваши и мордвы" в результате мер правительства, направленных на "размывание" верхушки нерусских народов ("новокрещены" приравнивались к русским помещикам, большинство же мельчало и переводилось на положение ясачных крестьян (История Чувашской АССР, т. I. Чебоксары, 1966, с. 77-78.)), значительно уменьшилось и составляло вместе с астраханскими татарами около 5,5 тыс. человек ( в 60-е годы XVII в.). Почти все они кроме вотчин и поместий получали денежное жалованье, а на время походов "кормовые деньги". Ущемление прав феодальной верхушки нерусских народов выразилось также в переводе многих в низший разряд войска - в казаки. Так, например, в острогах на Саранской черте служило "с земли" около 600 "казаков татар и мордвы" (Книги разрядные, т. 2. стб. 167-168; Веселовский С. Б. Сметы военных сил Московского государства 1661-1663 гг. М., 1911, док. XVIII.).Более многочисленную группу ратных людей составляли ясачные (т. е. тяглые крестьяне): башкиры, чуваши, татары, мордва, удмурты, мари, - которые обязаны были выставлять в дальние походы по одному человеку с трех дворов, на засечную службу - одного человека с десяти дворов. В 1636 г. таких ратников было около 14 тыс. человек (Книги разрядные, т. 2, стб. 923-931; История Чувашской АССР, т. I, с. 80-81. Во второй половине XVII в. в солдатские полки из Казани и понизовых городов брали "татар и черемису и мордву" со ста дворов по человеку (см.: Котошихин Г. Указ. соч., с. ПО).).
     

Страницӑпа ыттисене паллаштар