Чуваши. Тайна происхождения названия народа раскрыта ?

Тема в разделе "Чăвашсен историĕ (История чуваш)", создана пользователем Манăнкилес, 2016 раш 23.

  1. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1892440
    64 статья. Оружия же не бе у Кучумлянъ, точию луки и стрелы, копия и сабли; бе же две пушки уЧювашъ; казацы жъ умолвиша голкъ ихъ; они же бросиша ихъ с горы в Ыртышъ. Стояще Кучюмъ наЧювашской горе и видевъ многое падение своихъ, зелно плакашеся самъ и вси погани, и повелеагуномъ и абызамъ своимъ вопити велми кумиромъ молитву свою, спяша бо боги ихъ; и безпомощенъпребывъ и безчестенъ, нудимъ невидимою Божиею силою и помышля бежати; и бишася три дни безъопочиву неотступно

    — Ремезовская летопись по Мировичеву списку. — С. 330

    Перевод: "Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли, у чувашей было две пушки,казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш. Когда стоял Кучум на Чувашской горе, то,видя большие потери среди своих, молился со слезами сам и все неверные, приказав агунам и абызамсвоим взывать с мольбою к кумирам, но спали боги их, и оказался [Кучум] беспомощен и опозорен, теснимневидимою силой, и задумал бежать. А сражались три дня без сна неотступно.
     
  2. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    фразы из «Ремезовской летописи по Мировничеву списку»: 1) сибирский хан взял в жёны дочь казанского хана «и с нею многихъ Чювашъ и абызъ, и рускаго полону людей» (статья 24); 2) перед сражением Ермака за Чувашский городок в городке имелось «собрание же вои Чуваши»; перевод: «собравшееся войско чувашей» (статья 42); 3) «бе же две пушки у Чювашъ; казацы же умолвиша голкъ ихъ; они же бросиша ихъ с горы в Ыртышъ»; перевод: «у чувашей было две пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те (чуваши) сбросили их с горы в Иртыш. Эти фразы свидетельствуют, что дарённые казанским ханом сибирскому хану чуваши были служилыми людьми, не ясачными. Они были многочисленны, составляли «войско чувашей». Среди них были и абызы – грамотные чиновники. По преданию, в с. Абызово Вурнарского района Чувашской Республики во второй половине XVI—XVII вв. проживало несколько служилых чувашей, у них был абыз.События 1581 года подробно описаны в «Истории Сибирской» тобольского служивого человека С. Ремезова (1642-1720), признанного впоследствии авторитетным историком и картографом. Его сочинение в полном объеме можно прочитать в Интернете.

    Бои за ханский оплот начались в июле, когда Ермак пошел вниз по Тоболу. С. Ремезов пишет: «И тогда собравшееся войско чувашей, казачью орду, вогулов, остяков и всех татар Кучум отпустил из города своего с сыном своим Маметкулом по Тоболу навстречу Ермаку. Сам же устроил засеку около Чувашей на Иртыше, укрепив город». Дрались пять дней, войско ханского сынка было разбито. Для казаков открылась дорога на ставку Кучума. Хорошенько отдохнув, они, как сообщает историк, «1 октября вышли на бой с кучумлянами… и пошли на приступ, смело сражаясь с самим Кучумом, желая взять город Чувашский на горе Чувашской и здесь осесть на зиму, дескать, в осаде будем надежно укрыты, так как укреплен был город Чувашский окопами». Но пробиться в крепость с ходу Ермаку не удалось. 23 октября начался новый штурм. Длился он два дня. «Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли. У чувашей, — пишет С. Ремезов, — было две пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш». 25 октября Чувашский город пал, Кучум бежал в южные степи.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 9
  3. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    http://cheboksari.bezformata.ru/listnews/chuvashi-vmesto-istoricheskogo-volzhskie/53055132/
    Первым из иноземных писателей упоминает чувашей Сигизмунд Герберштейн, в изданной им в 1549 году на латинском языке книге Rerum Moscoviticarum Commentarii («Записки о московитских делах»).

    «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства».- Извлечения из «
    Записок о Московитских делах».

    Упоминание о чувашах встречается у русского историка-переводчика 16-го века А. И. Лызлова в написанной им книге «
    Скифские истории». В ней он сообщает об участии чувашей в «торжествах» в Казани в 1508 году. Но только вот переводчик Лызлов написал эту книгу в 1692-м году. Такое упоминание в «поздней» работе, официальная наука не признает как «достоверные сведения».
    В «Казанской истории» ни разу не встречается слово чуваш, хотя автор перечисляет и подробно описывает народы, составлявшие Казанское ханство-сарацины или иначе басурмане(видимо татары), болгары, горные черемисы, луговые черемисы, черемисы, живущие у рек Кокшага и Ветлуга. –«И шед полемъ округь и перелѣз Волгу, и засяде Казань пустую, Саиновъ юртъ. Мало было во граде живущих. И собирающися сарацыне и черемиса, которые по улусомъ казанскимъ нѣкако живяху, и ради ему бывше. И со оставшимися от плѣна худыя болгаре казанцы и молиша его заступника быти бѣдам, иже от насилиа и воевания рускаго, и помощника, и царству строителя, да не до конца запустѣют.»-«Казанская история».
     
  4. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Последнее упоминание о Болгарах в русских летописях относится к 1431 г. Тогда московский великий князь Василий II, как сказано в ряде летописей, «посылал ратью на Болгары Волжские князя Фёдора Давыдовича Пёстрого, онъ же шёл взя их, всю землю их плени» О боях не говорится. В болгарской земле взять и пленить было уже некого. Поход был совершён, вероятно, с целью демонстрации сил перед поездкой Василия II в Орду за ярлыком на великое княжение, который он вскоре и получил. В некоторых летописях говорится о занятии русскими войсками только г. Болгара: «От великого князя Василия Всильевича воевода князь Фёдор Давыдович Пестрои ходил Българ воевати, да и взял»
     
  5. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Известно, что отношения Турции и России до середины XVII века были более чем благожелательными.

    В 1613 году "султан дал обещание быть в "дружбе и любви" с Московским государем и стоять вместе на Литовского царя" [32], т.2, с.161.

    В 1619 году "патриарх (русский патриарх Филарет - Авт.) требовал от донских казаков не только мирных отношений с Турцией, но и приказывал казакам выступить в составе турецкой армии и быть под начальством турецких пашей" [32], т.2, с.169.

    В 1627 году "отношения с Турцией были установлены записью, в которой говорилось: "За великого государя Мурада КРЕСТ ЦЕЛУЮ, что ему с царем Михаилом Федоровичем в дружбе быть, послами ссылаться без урыва, помогать царскому величеству, а на недругов его и на польского короля стоять заодно. Крымскому царю и ногаям и азовским людям на Московские земли войной ходить не велит"" [32], т.2, с.173.
     
  6. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Учебным центром для стрельбы из лука у янычар был тир – талимхане, а его руководителем – талимханеджибаши. "Старым и искусным в стрельбе из лука по закону положено давать должность талимханеджибаши.(чăвашла тĕллесе,тĕль перес).Регулярно, раз в три – четыре месяца, устраиваются смотры – экзамены по стрельбе. Лучший стрелок премируется золотой монетой или серебряной чашей.Прямо в очаге (так назывался янычарский корпус) были мастерские по изготовлению оружия.
    "Османское войско в походе". Турецкая миниатюра XVI в.

    Однако нетрудно заметить, что центр османского войска, его "сердце", теперь составляет пехота, и, прежде всего, янычары. Укрывшись за быстро возведенными деревоземляными укреплениями - валами, рвами, траншеями, дополнительно укрепленных палисадами или щитами-чапарами или же действуя под прикрытием вагенбурга, пехота и полевая артиллерия выполняли роль станового хребта боевого порядка турецкой войска. Они поддерживали атаку конницы и одновременно прикрывали ее отступление, давали ей возможность привести себя в порядок и повторить атаку в соответствии с упоминавшимся выше традиционным тактическим приемом ал-карр ва-л-фарр. И хотя конница по-прежнему оставалась главной ударной силой турецкого войска, значение и роль пехоты и артиллерии резко возросли. Без их участия не предпринимался практически ни одни более или менее значимый поход.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 9
  7. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Вне всякого сомнения, в конце XV - 1-й половине XVI в. турецкие султаны располагали весьма совершенным для своего времени средством для "продолжения политики иными средствами", превосходившим по своим качествам все то, чем обладали потенциальные противники Порты на то время. Техническое превосходство султанских армий над своими неприятелями, дополненное наличием постоянного корпуса капыкулу, религиозным фанатизмом, строжайшей дисциплиной и профессионализмом воинов, способствовали стремительному расширению пределов державы потомков Эртогрула и Осман-бея. Упоминавшиеся выше падение Константинополя в 1453 г., разгром в 1473 г. армии Усун-Хасана, султана восточно-анатолийского государства Ак-Коюнлу, победы над классическими восточными конными армиями персидского шаха Исмаила в 1514 г. и египетских мамлюков в 1516 г.; взятие Родоса, оборонявшегося рыцарями-иоаннитами, в 1522 г.; уничтожение венгерского войска в 1526 г. при Мохаче и последовавшее за этим покорение большей части Венгрии, изгнание испанских гарнизонов из занятых североафриканских городов - все это, казалось, наглядно свидетельствовало о преимуществах османской военной школы перед ее противниками как западными, так и восточными. На первый взгляд, не было в то время такой силы, которая могла бы противостоять "Великому Турку". 1-я фаза военной революции с ее наиболее характерными признаками (стремительный рост численности армий и одновременное усложнение их организации; принятие на вооружение и широкое распространение огнестрельного оружия; внедрение новых форм фортификации и техники ведения осадных работ) в Турции прошла успешно
     
  8. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    — Ремезовская летопись по Мировичеву списку. — С. 229–230

    Перевод: «И 1 октября вышли [казаки] на бой с кучумлянами в стругах к засеке и отсюда пошли на приступ,смело сражаясь с самим Кучумом, желая взять город Чувашский на горе Чувашской и здесь осесть на зиму,дескать, в осаде будем надежно укрыты, так как укреплен был город Чувашский окопами [редутами]. И в тот день сразившись, поплыли обратно невредимыми помощию великого Бога, в Атинский городок возвратилисьи засели в нём». Город Чувашский укреплен "окопами",редутами и без огнестрельного оружия невозможно было приступить к укреплениям. Откуда же у чуваш,хотя и воинов такие постижения в военной инженерии? Видать учителя были хорошие. Далее читаем.

    — Ремезовская летопись по Мировичеву списку. — С. 330

    Перевод: "Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли, у чувашей было две пушки". У чувашей было две пушки и не было огнестрельного оружия,которое имелось у казаков. Запас пороха для пушек тоже видать кончился. Все это решило исход сражения. Пушки у чувашей, инженерные сооружения, редуты для укрепления обороны гордка сделанные чувашами-воинами. В добавок к этому высказывания Герберштейна о том что чуваши еще отличаются "знанием судоходства". Самым передовым в то время считалась турецкая армия,которая успешно применяла все передовое для того времени ,в том числе и укрепленные редутами укрепления.
    В письме И. Колычева, доставленном в Москву в марте 1524 г., московский посол в Крыму сообщал государю: «За две недели… Рожства Христова, из Казани от Саип-Гирея царя к Саидет-Гирею царю в Перекоп посол пришел Шаусейн сеит. А привез… от Саип-Гирея царя к Саидет-Гирею царю поминков две девяти да от собя девят. А в деветех… — суды серебряные, да плат(ь)е, да кони. А гороворил [так в тексте. – И.З.] сеит от Саип-Гирея царя Саидет-Гирею царю: нынеча княз великий московской поставил город на Суре на реке. А достоваючи подо мною моего юрта Казани. И ты б ко мне прислал пушек, и пищалей, и янычан, а не пришлеш ко мне пушек, и пищалей, и янычан, и мне противу московских воевод стояти не мочно».2020) РГАДА. Ф. 123. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 49-49 обв 1521 году. После бегства Ших-Али царь Тавриды Мухаммед-Гирей с большим войском привел в Казань брата Сагиб-Гирея. .Что важно,важно то что хан казанский просит крымского хана прислать "пушек, и пищалей, и янычан". Видать не в первый раз. Идея «заложить» Казань за султана была вынужденной ,чтобы удержать Москву от вмешательства в казанские дела с помощью угроз "ввязать" в спор Османскую империю. Возможно Турция посылая отряды янычар с чавушами пыталась обозначить свое присутствие в крае,но не готова была ввязываться в активную фазу,так как у Султана было много других важных дел.. Основание Васильсурска, потребовавшее создания в Засурье плацдарма, находящегося исключительно под русским влиянием, вызывало бурную реакцию у казанских феодалов. Это отметил иностранный путешественник С. Герберштейн, указавший в своих записках: «впоследствии эта крепость явилась рассадником многих бедствий».. В первый же год своего существования она имела мощный гарнизон: «а в городе на Суре остались воеводы князь Александр Иванович Стригин, да Василей Салтыков, да Михаиле Бакеев, а с ними многия люди».Русское правительство активно расширяло созданный за Сурой плацдарм, главной опорой которого была Василь-сурская крепость. Уже в следующем году этот плацдарм охватывал значительную часть нынешней Чувашии: «Казанские земли много плениша и до Цивили».
    Но положение Васильсурской крепости все еще не было устойчивым. В 1536 и, особенно, в 1539 году в связи с «нестроеньем» в Москве антимосковская партия в Казани активизирует свои действия. Отряды казанских феодалов опустошают Нижегородское Поволжье, появляются под Муромом, ведут бои у Владимира, Шуи и Костромы.

    Есть основания полагать, что в это время Васильсур-ская крепость пала. Во всяком случае ее обновляли осенью 1556 года, когда в летописях дается сообщение о том, что «Васильсурск-город переставлен на ropy».После основания Васильсурска часть территории до Цивиля, контролируемая воинами чувашами и черемиссами подвергается разорению. Вероятно, часть населения в качестве военнопленных, вывозится в глубь московского государства. Вполне возможно что Герберштейн их видел.( Многих из них государь привез оттуда в Москву по подозрению в преступлении измены, мы видели их там. Но когда они были посланы на границы в направлении к Литве, то в конце концов рассеялись в разные стороны.) Болшая часть населения вынуждена была отступить,но через некоторое время в ходе военных действий Васильсурск был разрушен и Горная Сторона стала усиленно укрепляться. Об этом говорят записки Курбского- " чювашские селения стоят при великих крепостях". Надо было спешно укреплять и водное направление. Чюваша со знанием судоходства не случайность,а веление времени. Расположеннные армии чюваш и черемисс должны были прикрывать сухопутное направление и русло реки Волги. Очередная партия "пищалей ,пушек и янычар" смогли на время приостановить наступление Московского государства. Были ли янычары в Казанском Ханстве,об этом достоверных сведений нет.Есть доказательство просьбы прислать "пушки, пищали и янычар". Есть данные что помощь из Крыма все таки поступила.Были ли в том числе и янычары неизвестно. Известно только то что намиенование чуваши(чюваши) загадочным образом появляется именно в тот период. И первые сведения говорят что чуваши "воины", "свой гродок укрепили редутами", "имели пушки","лучшие стрелки","отличаются знанием судоходства". Очень "странные" чуваши, со знанием военного дела. Напоминают турецких чавушей-офицеров янычар (çĕнĕ çар-новая армия) и черемиссы (çар мăс-младшая армия) о которых пишут "злолютые ратники паче Батыя" совсем рядом и их непрестанно путают. Можно конечно отмахнуться от этих фактов и посчитать их простым совпадением. Но при подробном рассмотрении все труднее и труднее это сделать. Младших янычар называли "йолдашем", янычарский корпус назывался "очак", первые янычарские школы были в Эдирне ,плату за службу получали в "окча",янычарский флаг был двухцветный (красно-желтый), турецкая провинция называлась пашалык... И это не полный перечень . Нельзя конечно утверждать что все предки чувашского народа прибыли сюда из Турции. Но данные генетики и некоторые исторические сведения говорят нам что миграция с Балкан,с Малой Азии ,Крыма и Северного Кавказа вполе могла быть,через некоторое количество пришлых чавуш с янычарами. Это вполне возможно. Прибывший в край военное сословие, за несколько десятков лет мог стать элитой будущего одноименного народа. Тем более есть примеры в истории когда даже далекие от Турции страны пытались "воссоздать" армию турецких янычар. В Казанском Ханстве наверняка такое могло быть. Есть сведения что даже московское стрелецкое войско одно из таких. Фамилие одного из организаторов "Черемисинов" говорит сам за себя. И создание стрелецкого войска совпадает с временем когда Горная Сторона отделилась от Казани. Янычары всегда были своенравным войском. Они смещали султанов и то что они свысока смотрели на крымских ханов общеизвестно. Слухи о том ,что Горную Сторону "передают" ногайцам вызвало протест среди них и они решают сместить хана с помощью московского войска. Все остальное известно. Ясно то ,что основная масса предков чуваш были болгарами,но не стоит опровергать и другие "составляющие" чувашского народа,особенно тех ,кто нам дал новое имя- чăваш. Не стоит янычар читать турками. Они набирались в основном из знатных христианских семей по всей империи,проходили суровую военную поготовку,знали грамоту и инженерное дело. Несколько сот янычар ,с их командирами чавушами вполне могли внести в жизнь края много нового . По всей вероятности ,на их основе в войске казанского ханства появляется пешее професиональное войско. Край который ранее могли опустошить тысячи ушкуйников превращается в мощный цитадель,который способны были разрушить только объединенные сили нескольких государств ,числом около двухсот тысячь и при том не с первого раза. За сто лет такой скачок в военной организаци был бы невозможен без участия внешней силы,какими вероятны были чавуши с янычарами?
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 9
  9. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    ЧАВУШ и ЧУВАШ во всех этих источниках не пересекаются и не совпадают. Создается впечатление, что вы упорно хотите турецких янычар записать в пассионарную ветвь предков нашего народа. А ведь забываете, что и Чувашская гора и Чувашский город не могли возникнуть за короткий срок перед приходом Ермака: значит чуваши там жили оседло. Да и об этническом составе кучумовцев и казаков Ермака надо подумать.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 9
  10. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Чюваш тесе çырнă летописсенче. Чауш ятлă ял та пур. Ждете прямых доказательств ? Если они и были то их давно "отредактировали". Так что вся нажежда на архивы других государств. Просьба прислать янычар была. Помощь пришла,следовательно вероятность прихода янычар высока.И время "появления" чуваш совпадает. Вывод один.
     
  11. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Да, без прямых доказательств по наитию такие версии не утверждаюются в качестве истины. Может быть и взаимно обратное: служилых булгар за воинственность с древнейших времен называли чувашами, а турки приняли в переиначенном виде в форме ЧАВУШ. Если в 1225 году у халифа была дружина (100) чуваш, то почему первоначально у султана турецкого не могла быть личная охрана из наемных служилых булгар-чуваш? Правители не доверяли своим землякам свою охрану.
     
  12. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Ждал что скажете это,но нет таких данных,даже косвенных .Скорее сцеарий из предыдущей версии.
     
  13. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Специально для Конми привел турецких сувар-конных воинов. Сувари,çаваçлар,топчучаваш ,еничар и много других чаваш и все в одном месте. Сувары,çаваç и чаваш. Послушайте внимательно.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 10
  14. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Если будете внимательны ,то с 9 минуты "пойдут" чавуши. При турецком произноошении "чавуш" непременно слышится "чаваш" и даже "чăваш". Надо слушать произношение,это будет вернее.
     
  15. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    К сожалеию, я глух. Плохо расчленяю речь на значимые отрезки. В Ремизовской летописи читаем ЧЮВАШ=СЪВАШ, "неверные", поклоняются идолам. Указано: большое войско чюваш.
    У турок ударение падает наверняка на последний слог в слове. Так что на слух не уточните состав первого слога, редукция мешает.
     
  16. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Даже СУВАР отдаете туркам. Тут уж не перебор, а что-то непонятное. Правда, первый слог с У-умляут, С смягчается... Разные слова и графически, и фонетически.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 10
  17. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Царство славного Салтана,так на Руси величали султанов. Отгадка всех загадок находится рядом,не случайно Ататюрк при составлении грамматики использовал чувашский опыт. Вам даем шанс "исправить " ситуацию. Доказывайте что после многочисленных войн сувары и болгары,предки чуваш, в большом количестве оказались в составе турок и оказали на их развитие огромное значение.
     
  18. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 11
  19. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    перевод и определение "savaş", турецкий-русский Словарь


    savaş
    перевод с турецкого
    • би́тва
    • война
    • сраже́ние


      deniz savaşı — морско́й бой.

      kara savaşı — бой на су́ше
      sava

      1) изве́стие
      2) ра́достное изве́стие, прия́тная но́вость
      Турецкий - Русский - süvari. всадник , конник , кавалерист , кавалерия , конница , капитан кавалерийский
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 11
  20. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Знакомые слова в турецком языке. Сувар и çăваç. Так монго о них было сказано ,как много гипотез было выдвинуто. Пытались доказывать преемственность чуваш от çăваç,а çăваç от сувар. Странно,очень странно что никто не обратил внимание на то, что означают эти слова в турецком языке. Эти слова там тесно взаимосвязвны и относятся исключительно к военным терминам.süvari. всадник , конник , кавалерист , кавалерия , конница , капитан кавалерийский.
    savaş
    перевод с турецкого
    • би́тва
    • война
    • сраже́ние. Пытались слово "çаваç" обяъяснить как "летовщик",мол предки чуваш,возможно кочевали летом. Всеми путями пытались скрыть истинное значение слова "чăваш". По логике следовало бы в первую очередь обратить внимание на тот факт ,что в турецком языке все три слова "сувар"," саваç" и "чавуш" имеют параллельное хождение и не "расстянуты" по времени. Следовательно они максимально сохранили первоначальное значение. Думаю ,что турецкий язык даст много информации к размышлению и "чавушское " происхождение названия (подчеркиваю лишь названия) чувашского народа не покажется фантастичным. Известие ,на турецком звучит sava, на чувашском "сăвă" покажется вам не столь далеким .
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 ака 11

Страницӑпа ыттисене паллаштар