Чуваши. Тайна происхождения названия народа раскрыта ?

Тема в разделе "Чăвашсен историĕ (История чуваш)", создана пользователем Манăнкилес, 2016 раш 23.

  1. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Чăваш чĕлхинче асап сăмах турăксен çарĕнчи асапсен шăпипе çывăх пулмалла. Унта асап чи малта тăракан çар çынни. Шеллемен ĕнте вĕсене тăшман та Султан та. Чăваш пысăк çар сословин ячĕ пулнине шута ильсен паллă. Штрафниксене чăвашран асап çарне куçарма пултарнă. Шăпи вĕсен чăнах а асаплă пулма пултарнă. Чăвашсем çĕрулмине паранкă теççĕ. Туркă çарĕнче пĕчек тупăсене (каллех тупă сăмах пĕрешкел турккăсемпе) çавăн пек каланă. Ядрисем,тĕшисем вĕтĕ пулнă ĕнте. Лăпта шăп çĕрулми пек. Паранка-малокалиберная полевая пушка. Чăвашсен -çерулми. Тем тесен те крым тутарĕсем сĕтĕрсе кильнĕ кунта асап, паранкă тата чăваш сăмахсене. Спаçип вĕсене каламалла. Вĕсем хайсем те чылай вăхăт туркăсемпе пĕрле пулнă. Эпир катара пулсан та "связнойсем" крым тутарĕсем пулнă.
     
  2. Anatoly

    Anatoly Сайтҫӑ

    Не слишком ли упрощенно? До монгольского завоявания на юге России - между Турцией и Поволжьем существовали и другие народы, которых некоторые исследователи относят к булгарам - берендеи (имена Лель - хĕвель, Мизгир - Мĕскĕр), торки и др.. Это отразилось на местной топономике на Украине, в Крыму (Сиваш = чуваш, например).
     
  3. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Упрощенно тени ман стиль. Пурте анланчăр.Хусана ильсен мечетсене пур ҫӗртре те аркатма хушнӑ. Аркатнӑ мечетсем вырӑнне чиркусем туса лартма хушнӑ.Пӗлетӗр ,халӗ село тесе чиркӳллӗ ялсене калаҫҫӗ. Ӗлӗк мечет пур ялсене ҫапла каланӑ. Ӗлӗк мечет тӑрринче нимӗнле паллӑ та пулман,мечет те хальхи пек курӑнман,ячӗ те мечет пулман- МУСАЛЛА тенӗ. Пысӑк,тӗп ялсенче ,ҫӳллӗрех вырӑнсенче вырнаҫнӑ мусалла. Чӑвшларах каласан сала пулать. Сала (мусалла) тени пысӑк , уҫӑ тасатнӑ вырӑн кӑна пулнӑ. Пӗр енче кӑна, кӑнтӑр-хевелтухӑҫ енчерех стена пекрех кӗмелли вырӑн пулнӑ. Чӑвашсем пӳрте кӗмелли алӑксене ҫав енелле тума тӑрӑшаҫҫӗ. Эрнекун намазсем ирттермелли вырӑн пулнӑ. Намӑс ҫук тени те,эрнекун чи пысӑк кун пулни те ҫавӑнтан юлнӑ. Киремет карти те -Муссалла евĕр.
     
  4. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Сапаланса кайнӑ,патшасӑр халӑха аякран кильне Чӑвашсем пӗрлештерме пултарнӑ. Вӗсем халӑха чӑмӑртама пултаракан вӑй пулса тӑнӑ. Крым енчен е Турцирен "очередной" ханпа килнӗ ратӑ пулнӑ чӑвашсем. Хусан ханствинче вӗсем ҫар тата патшалах тытӑмӗ пулса тӑраҫҫӗ. Ислам тӗнлӗ ,уйрӑм ҫар сословийӗ кӑна пулнӑ малтан вӗсем. Халӑх ячӗ пулман. Сахал пулман ӗнте чӑвашсем,пӗтӗм ачисем тӑвнӗсемпе вуншар пин пулнӑ. Сахал пулнӑ пулсан халӑх ятне палхарсене парайман пулӗччӗ. Ҫӗр ҫул та иртеймен пӑлхарсем хӑйсене чӑваш теме пуҫличчен. Чӑвашсем тем тесен те маттур пулнӑ,ҫапла тума пултарнӑ пулсан. Ял ячӗсем те кКрымри пеккисем чӑвашра чылай. Крымсарайкасси мӗне тӑрать. Сала тени те Крымранах кильнӗ. " Где доказательства" тесе ан ларӑр, "докажите что это было не так " тесе калӑп. Мӗнле майпа чӑваш,пысӑк халӑх, ансӑртран эпир ҫуралтӑмӑр,эпир пур,пулатпӑр тесе тӗнчене пӗлтерет? Мӗншӗн чӑваш малтан та ,кайран та мар,шӑп та лӑп Крым ханӗсем Атӑл ҫине кильнӗ вахӑтра ҫуралать? Ман шутпа халӑха чӑмӑртакан ,ят паракан вӑй аякран кильнӗ.Чӑвашсем,ҫар ҫыннисем "пассионарный толчок" панӑ,ҫӗнӗ вӑй панӑ. Пӑлхар ҫыннисене ҫӗнӗ юн панӑ. Вайланса ,хунаса пыракан халӑха чарса лартма импери патшалӑхӗ тытӑнман пулсан , чӑвашсем ,чӑваш чӗлхи, Атӑл ҫинче пуҫ пулса тӑмалли халӑх пулмалла пулнӑ. Ҫук теме ан васкӑр. Тарӑнӑн шутласа пӑхӑр.
     
  5. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Мусалла (араб.المصلى‎‎) — первоначально синоним мечети, затем — праздничная загородая мечеть, очень похож на Киреметь. В Болгаре скорее всего были такие мусалла или киремети,которые могли бы вместить десятки тысячь . Практично и доступно. В городах из камня а в больших селених из дерева. [​IMG]
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 11
  6. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    В Средней Азии на минаретах просто шары. На шиитских мечетях в Афганистане, Азербайджане, Ираке часто встречается алям — отрубленная рука Аббаса ибн Али с растопыренными пальцами. В некоторых странах мечеть венчает похожий на полумесяц символ в виде почти замкнутого кольца — у турок, например, эта фигура означает не только неполную луну, но и рога. У туркменов рога изображаются еще и на надгробиях, потому что это древнетюркский символ-оберег. Так что еще один возможный вариант происхождения того, что можно принять за полумесяц, — этнический. На казанских мечетях полумесяцы появились относительно поздно — Шигабутдин Марджани пишет, что только в XVIII веке. На средневековых миниатюрах видно, что мечети венчались ажурными надписями «Аллах», — в Багдаде такие можно увидеть до сих пор.На шиитских мечетях в Афганистане, Азербайджане, Ираке часто встречается алям — отрубленная рука Аббаса ибн Али с растопыренными пальцами. Очен может быть то, что первоначально на некоторых мечетях и мусалла в КХ была "эта рука". Чăвашсен АЛĂсем сăмах çавăнпа та çыханма пултарнă. Кун пирки лингвистсенчен ыйтмалла. Мĕшĕн алăсем,мĕнпе çыхăннă ал сăмах? Может быть чисто случайное совпадение,но если все совпадения сложить то выявляется закономерность. Не слишком ли много закономерностей.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 11
  7. Kernek05111223

    Kernek05111223 Маттур сайтҫӑ

    Анатолий сейчас ещё начнете к булгарами плюсовать чёрных клобуков-каракалпаков?
     
    Kodrag ку килӗшнӗ.
  8. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    На казанских мечетях полумесяцы появились относительно поздно — Шигабутдин Марджани пишет, что только в XVIII веке. И это совпало с времен когда Российская Империя обратила взоры на земли заселенные мусульманами-на Крым и Турцию. Почему Турцию ? Часть российской элиты всегда мечтала заполучить Константинополь,а Крым вассал Турции устраивал частые набеги. Умные царедворцы понимали что они рискуют заполучит широкий исламский фронт против России. И тогда то у них созрел план ,в духе " кто нам мешает,тот нам и поможет". До этого времени власти в казанском крае пытались искоренить ислам,но с конца 18 века политика в отношении ислама меняется кардинально. Власти начинают строить типовые мечети,печатать Коран и сами начинают готовить имамов. И на мечетях появляется полумесяц ,как в Турции. Таким образом "внутренний ислам" ,"имперский ислам" становится инструментом призванным сглаживать возможные острые конфликты с "мировым исламом". Россия становится не только православным государством-лидером православного мира,но пытается перехватить "лидерство в мусульманском мире" у Турции. Для этой цели ислам ,сохранившийся в казанском края подходил в лучшей степени. Не надо было ничего придумывать,надо было лишь подтолкнут процесс и контролировать его.
     
  9. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Рискованно было оставлять при исламской вере весь народ казанского края. Уж очен был он велик. Решено было разделить примерно все поровну . Половина мусульмане,половина православные. Наверняка в царских канцеляриях было заранее намечено какие селения будут мусульманскими ,а какие правослвными. От народа практически ничего уже зависело. Мусульман решено было назвать татарами. Таким образом один народ был искусственно разделен на две части.На татар и чуваш,на мусульман и православных.
     
    Kodrag ку килӗшнӗ.
  10. Anatoly

    Anatoly Сайтҫӑ

    Наверное, не совсем так. Что нужно государству от данного региона? Стабильность и способствование укреплению государства. А для людей, посланных для проведения такой политики - побольше урвать для себя. Наверное, для государства было бы лучше все были послушные христиане. Но ислам показал свою живучесть, несмотря на усилия (порой очень жестокие и корыстные) представителей христианства. Пришлось смириться существованием ислама ради стабильности. А мусульман господствующие слои изначально всех называли татарами.
     
  11. Kodrag

    Kodrag Хастар сайтҫӑ

    Anatoly я думаю что русский колониальный режим в отношении народа бывшей Волжской Болгарии во всю использовал старый метод поработителей: "Разделяй и властвуй". И искусственное разделение болгарского народа по религиозному принципу на православных и мусульман из этой самой колонизаторской оперы!
     
  12. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Изначально это когда? Монголы так называли? Из внутренних документов казанского края известно,что татарами никто себя не называл. Московиты так презрительно назывли мусульман,а они упорно называли себя чувашами. Усиленная забота о мусульманах, появившаяся внезапно, надо связывать именно с внешней политикой империи. Слонов ловят с помощью прирученного слона.
     
  13. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    http://oldvostlit.info/Texts/rus4/Kocibey/glossar.htmАга — звание начальников различных категорий придворных слуг.Акча — мелкая серебряная монета (VII).Алтын — золотая монета.Башчавуш — начальник чавушей (Берат — грамота на право владения земельным пожалованием Берат — грамота на право владения земельным пожалованием Кетхуда — военное офицерское звание у сипахиев и янычарСанджак — “знамя"Санджак-бей —управитель области, называемой санджак Субаши — главный блюститель порядка на улицах, рынках города. В его ведении были янычарские отряды, несущие охрану по городуТопчу — пушкарь, орудийная прислуга; одна из категорий султанского, состоящего на жалованье войскаТопчу-баши — начальник пушкарейХасс — земельное владение, определяемое в пользование государственным сановникам взамен жалованья. С утратой должности сановники утрачивали и право владения хассом Чавуши — категория личной султанской гвардии, стоящая на ступень ниже мютеферриков. Вместе с тем чавуш есть военное офицерское звание у сипахиев и янычарЧакырджи-баши — сокольничий, один из четырех султанских охотничьих аг Эялет — так официально назывались до середины XIX в. наместничества, на которые были разделены владения Османской империи.Юкакча — денежная сумма = 100 000 акча (IV).Янычары (“ени чери" — новое войско) — пехотное войско, состоящее на жалованье.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 13
  14. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Следует отметить, что в 1475 г. многочисленный десант на двухстасемидесяти судах обеспечил султану завоевание Крымского полуострова. Крымский хан признал себя данником Мехмеда II.http://www.opoccuu.com/turkey-ranks-insignia.htm
    ТУРЕЦКОЕ ЧУВАШЕВЕДЕНИЕ– отрасль турецкой
    тюркологии, сосредоточенная на изучении языка, истории, литературы и фольклора чувашей. Как науч. направление зародилось в Турции в нач. 30-х гг. 20 в. В соответствии с указаниями первого президента Турец. Респ. Мустафы Кемаля Ататюрка и решениями конгрессов по турец. языку (Türk Dili Kurultayı) для создания общетюрк. словаря и сравнител. грамматики тюрк. языков на турец. язык переведены чуваш. словари Н.И. Золотницкого, Х. Паасонена и грамматич. труды Б. Мункачи и С.А. Угандеева (словарь Х. Паасонена издан в 1950, остальные переводы использовались в машинописном виде). С привлечением чуваш. материала вышли «Большой тюркский словарь» в 4 т. (1927–45) Хюсейина Кязыма Кадри (Kadri) и сравнител. грамматики (1942, 1949) Ахмета Джевата Эмре (Emre).

    Ценные сведения по истории предков чувашей и родствен. народов содержатся в исследованиях Акдеса Нимета Курата (Kurat), широко привлекавшего в качестве источников труды средневековых мусульман. авторов. Несколько изданий выдержала его статья «Bulgar (Volga Bulgarları)», подготовленная для многотомной «Исламской энциклопедии» в 1940-х гг. Булгаро-чуваш. тематика в широком общеисторич. контексте затрагивается в монографиях А.Н. Курата о тюрк. племенах и государствах 4–18 вв. (1972, 1992, 2002), об истории России (1948, 1987, 1993, 1999) и Поволж. региона России (1965, 1966).

    Одним из первых исследований в Турец. Респ., специально посвящённых языку и этнографии чуваш. народа, является статья «Названия месяцев у чувашей» (1933) Ахмеда Джафароглу (Caferoğlu). В 1935 в «Тюркологическом журнале» опубликована рецензия на чуваш. издание – отзыв Абдулкадыра Инана (İnan) о первых 5 томах «Словаря чувашского языка» Н.И. Ашмарина.

    В 1950–70-х гг. вопросы чувашеведения рассматривались в основном в рамках советологических работ о Волго-Урал. регионе СССР. Из науч. исследований этого периода, посвящённых чуваш. языку и культуре, можно выделить статьи Т. Текина («О волжско-булгарском baсne», 1975) и Н. Гёзайдына («Молитва о дожде у чувашей», 1976), рецензии А. Инана на монографию П.В. Денисова «Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки» (1962, 1964) и Х. Ерена на «Этимологический словарь чувашского языка» В.Г. Егорова (1973).

    Качественно новый этап Т.ч. связан с именами Н. Юдже иТ. Текина. Нури Юдже (Yüce) опубликовал ок. 10 статей по разным аспектам чувашеведения: языкознанию («Взаимосвязи между чувашским языком и турецким», 1980; «Известный чувашский тюрколог М.Р. Федотов», 2000), фольклористике («Несколько заметок о чувашских пословицах», 1980; «Исламские элементы в чувашском фольклоре», 1982), истории и этнографии («Булгары», 1992; «Чуваши», 1993) и др. Хасану Ерену (Eren), возглавлявшему в 1983–93 Турец. лингвистич. общество, принадлежат статьи о чувашах и их языке (1964, 1982, 1995). Примеры из чуваш. языка представлены в его «Этимологическом словаре турецкого языка» (1999) и в дополнениях к нему.

    В 21 в. в Т.ч. успешно работают доктора наук М. Йылмаз, Э. Йылмаз, Б. Байрам и Ф. Эрсой, исследующие проблемы лингвистики и фольклористики. Эмине Йылмаз Джейлан (Yılmaz Ceylan) – автор монографий «Историческая фонетика чувашского языка» (Çuvaşça Çok Zamanlı Ses Bilgisi, 1997), «Историческая морфология чувашского языка» (Çuvaşça ÇokZamanlı Morfoloji, 2002), сборника чуваш. пословиц и поговорок (1996) и многочислен. статей и рецензий по чуваш. тематике.

    Статья Дурсуна Йылдырыма (Yıldırım) «Чувашский поэт Иванов и его «Нарспи» (1981) стала первым в Т.ч. исследованием, посвящённым творчеству К.В. Иванова. Поэма классика чувашской поэзии «Нарспи» на турец. опубликована в переводе и с комментариями Э. Йылмаза (2004, 2006, 2010).

    Заметным явлением в Т.ч. стали научное издание и изучение фольклорных произведений. В 1 (2001), 6 (2004), 7 (2006) и 8-м (2007) томах серии «Антология литературных текстов тюркского мира» (Türk Dünyası Edebiyat Metinleri) опубликованы образцы чуваш. фольклора, среди к-рых значител. место занимают легенды, мифы, песни и короткие рассказы. Фейзи Эрсой (Ersoy) описал идиоэтнические особенности чуваш. загадок (2003), написал рецензию на книгу Г.Ф. Юмарта «Улăп халапĕсем» (2003) и подготовил сборник преданий об Улăп (2009). Основной темой исследований Бюлента Байрама (Bayram) также является чуваш. богатырский эпос. Большим событием в Т.ч. стало издание в 2007 составленного им «Чувашско-турецкого словаря» (ок. 18 тысяч слов и выражений).

    В 21 в. Т.ч. привлекает широкий круг специалистов разных областей. Арык Дурмуш (Durmuş) в книге «Христианизированные тюрки: Чуваши» (Hristianlaştırılan Türkler: Çuvaşlar, 2005) и в ряде статей рассматривает систему религиозных верований чувашей, место и роль исламских и христиан. вероучений в истории чуваш. этноса. Чуваш. тематика нашла отражение также в исследованиях Гюрера Гюлсевина (Gülsevin), Исмаила Таша (Taş), Абдуллаха Шенгюля (Şengül), Халиля Ачыкгёза (Açıkgöz), Якупа Делиомероглу (Deliömeroğlu) и др.

    В Т.ч. всё возрастающее внимание уделяется грамматич. строю чуваш. языка. Науч. исследования по разным аспектам чуваш. морфологии подготовили Огузхан Дурмуш (Durmuş), Синан Гюзель (Güzel), Ибрахим Арыкан (Arıkan) и др.Большим достижением Т.ч. являются труды Ф. Эрсоя «Грамматика чувашского языка» (Çuvaş TürkçesiGrameri, 2010), «Тюркско-монгольские языковые связи и чувашский язык» (Türk-MoğolDil İlişkisive Çuvaşça, 2012).

    Автор: Г.А. Дегтярёв.
    Лит.: Андреев В. А.Чăваш чĕлхине халалланă тĕпчев (Емине Джейланăн «Чăваш чĕлхин историлле фонетики» кĕнеки пирки) // Тăван Атăл. 1998. № 7–8; Чиндыков Б. Б. Рец на: Narspi. Çuvaşça Bir Aşk Öyküsü. HazIrlayan Prof. Dr. Emine YIlmaz. Ankara, 2006// Чувашский гуманитарный вестник. 2008. № 3.

    [​IMG]

    онбаши

    [​IMG]

    чавуш



    [​IMG]

    узман онбаши

    [​IMG]

    узман чавуш

    [​IMG]

    астсубай чавуш

    [​IMG]

    кидемли чавуш

    [​IMG]

    устчавуш

    [​IMG]

    кидемли устчавуш

    [​IMG]

    башчавуш

    [​IMG]
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 13
  15. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    http://nasledie.nbchr.ru/etnos/lepestki-bylogo/voljskaya-bulgariya/senkovskijj/
    Исторические летописи и заметки о Волжской Булгарии и чувашах -Сенковский Осип (Юлиан) Иванович
    Сенковский Осип (Юлиан) Иванович (1800-1858 гг.) - русский писатель, журналист, востоковед.

    Чуваши, их происхождение и верования.Многие ученые смертельно перессорились за Чувашей и Черемисов, упрекая друг друга в невежестве и шарлатанстве, и читатели до сих пор не знают, что думать о Чувашах, Черемисах и этих ученых… Прежде я чувствовал к чувашам и черемисам только холодное любопытство: теперь, по прочтении «Записок» госпожи Фукс, и «Ответов» господина Фукса на ее записки, я люблю их как родных. При чтении многих страниц этой книги, мне страх хотелось самому быть чувашем или черемисом, чтобы объяснить супругам-исследователям разные обстоятельства, которых эти простые люди не умели растолковать им. Чуваши и черемисы очень справедливо обратили на себя их внимание. Эти два загадочные поколения давно беспокоят ученых, которые и до сих пор не знают, куда их отнести при классификации народов. Одни принимают их за финнов, другие за отрасль турецкого поколения. Иоанн Аделунг, в «Науке Всеобщего Языкознания», поместил их в двух особенных отделах под странными названиями «Туркотатар» и «Разных смешанных племен». Фатер, в «Митридате», не лучше Аделунга объяснил вопрос об их происхождении. Об них писали также Паллас, Георги, Миллер, господа Эдман, Клапрот, Аноров, Леопольдов. Две грамматики чувашского языка, одна даже со словарем, изданы в Петербурге и в Казани. Евангелие, Катехизис и несколько духовных наставлений напечатаны на том же языке в разные времена. По этим материалам господин фон-дер-Габеленц пытался недавно составить ученую грамматику его и, основываясь на своих открытиях относительно характера языка, причислил чувашей к финнам. Госпожа Фукс еще умножила прежние источники новыми и многочисленными текстами чувашской народной поэзии, несравненно лучшим материалом для подобных соображений, нежели переводы с русского, сделанные русскими для чувашей и которых чуваши не понимают. И что же. Несмотря на столько пособий, столько исследований нельзя сказать положительно, к какому корню принадлежит этот странный язык. Продолжительное господство татар турецкого племени над приволжскими странами могло прилить к нему множество слов и оборотов, но никак не могло бы оно сообщить ему множества отличительных форм турецкого языка; а эти формы в нем находятся, и между тем язык решительно не турецкий, тем более что, с другой стороны, он представляет такое же число коренных слов и форм финских, монгольских, маньчжурских, даже американских, и, кроме того, своих собственных. Случайности простого смешения не произвели бы столь полной и самостоятельной системы языка… Чуваши, люди крайне глубокомысленные и осторожные, говорят: «Как знать, отчего человек выздоравливает». Но между тем они приводят множество разительных примеров явного и коренного излечения, по этой системе, таких недугов и болезней, против которых даже сама симпатическо-симметрическо-антагонистическо-прагматическая метода оказывается недействительною. После англичанок, чувашские дамы, как кажется, самые богатые бельем на земном шаре: за порядочную невесту дают по сту рубашек в виде trousslau.Нет сомнения, что во многом чувашский язык близок к турецкому:
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 13
  16. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Чун чтайманнипе сайта тавронап. Ку темопа анчах.
    Манонкилес, Ху та сисменнипе-и, е юриех арпаштаран вулакансене? Чваш-плхарсене турккосен чавушесемпе ылмаштартон мар-и? Истори чнлхне политикапа птратса лачакапа витен. ЧВАШСЕМ -АССЕМ тение манан.В.Д.Д. тупокенче сявронса выртэ тарохса.
    Чу патшалохэ пирен эраченхи 1-меш 1000 сюллохрах хальхи Китай сэрьнь кнтр енче пулно. Арисем (плхарсем тесен те йношах пулмэ) туно ку патшалоха.
    Вула: Кравцова М.Е. - 1994; Сыма Цянь. - 1987.
     
  17. Kodrag

    Kodrag Хастар сайтҫӑ

    Конми сейчас прискачет ваш заклятый друг Писарчук?
     
  18. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Çук çав. Политика маншăн пустуй япала кăна. Кашни кун улшăнать. Политиксене пулла ĕнте чăвашсене "çава" сăмахран кăларма тытăннă. Унччен малтан сыснаран кăларасшăннисем те пулнă. Анчах та наукăна хирĕç каймалла мар. Чюваш ,чăваш сăмах 16 емĕрте кăна палăрать.Хусан ханстви вăхатĕнче,Крым тутар ханĕсем (Турци вассалĕсем) ку тарăхра пулнă вăхăтра. Чăваш ятне каларакансем те çавсемех пулнă. Герберштейн суймаç,вăл политик мар. Унта теллесе каланă хусан çарĕнчи чăвашсем çинчен. Дмитриев те калать "служилые чуваши" текен сослови пулни çинчен. Анчах та вăл совет саманинчи историк политиксенчен иртеймен,терĕссине веçех çырайман.Чăваш сăмах ,чавуш сăмахпа пĕр пĕлтерĕшлĕ. Ку пĕрре пăхсанах палăрать. Куна халăхран пытармалла мар. Чăваш аллинче аки-сухи тата çăпата анчах пулман, хĕç-пашалĕ те уринче атă те пулнă.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 14
  19. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    http://www.telenir.net/istorija/ocherki_po_istorii_kazanskogo_hanstva/p3.phpПриток мигрантов в Казанский край отмечен в русских источниках, которые говорят, что в 1438 году в Среднем Поволжье поселилось 3000 татар, пришед ших из Крыма с ханом Улу Мухаммедом, в дальнейшем в Казань "начаша сбиратися мнози варвары от различных стран, от Златыя Орды, и от Асторохани, от Азуева и от Крыма". Личность Улу Мухаммеда, несмотря на скудость сохранившихся о нем известий, рисуется в качестве весьма выдающейся. Царствование его в Сарае было блестящим, и суверенитет над Россией был прочным и непрерывным. Принужденный оставить Сарай, он отправился в Крым и основал там независимое государство, самостоятельность которого была формально признана сарайским правительством. Вынужденный вторично покинуть престол, Улу Мухаммед не пал духом и вступил в пределы России. Одержавши победу над русскими у Белева, он решил, по примеру Крымского ханства, отторгнуть от Сарая все Среднее Поволжье и основать там самостоятельное государстве. Этот грандиозный замысел был выполнен им чрезвычайно успешно: ему удалось организовать могущественное[31] государство и обеспечить его существование созданием крупной военной силы. Два похода против России были победоносны: в 1439 году он дошел до самой Москвы, в 1445 г. — до Суздаля, причем в открытом бою взял в плен самого Московского государя.По смерти Ибрагима в 1479 году его вдова Нур-Салтан вышла замуж за крымского хана Менгли-Гирея и из Казани уехала в Бахчисарай. Это событие, свидетельствующее о политических, культурных и экономических связях, существовавших между Казанью и Крымом, чрезвычайно способствовало упрочению этих связей и в дальнейшем имели важные следствия, так как явились источником крупных политических событий. Вместе с матерью маленький царевич Абдул-Латыф отправился в Крым, ко двору своего отчима.Совершенно очевидно, что середина 80-х годов была наполнена в Казани гражданскими войнами, в которых принимало участие и русское правительство, посылавшее войско к Казани и добивавшееся экономических выгод. Партийная борьба происходила с переменным успехом, но только отдельные эпизоды ее вскользь упоминаются в русских источниках. Следы этой борьбы отражаются в сообщениях о том, что казанское правительство в 1486 году обращалось к русским с просьбою прислать войска "для береженья", так как русская партия пыталась выслать в Москву своих противников и претендента восточной партии; что восточная партия оказала энергичное сопротивление и пыталась свергнуть правительство, которому удалось снова вернуть себе власть лишь при помощи русского войска.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 14
  20. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    http://www.telenir.net/istorija/ocherki_po_istorii_kazanskogo_hanstva/p4.php

    ГЛАВА ВТОРАЯ. Эпоха русского протектората (1487–1521)С. М. Соловьева о финансовых взаимоотношениях обоих правительств. Он говорит: "На Казанские волости наложена была известная подать, шедшая в московскую казну и собираемая московскими чиновниками; так Магмет-Аминь жаловался великому князь, что какой-то Федор Киселев притесняет цивильских жителей, берет лишние пошлины".
    [45] В действительности же, в дипломатической переписке речь шла не о какой-либо подати в московскую казну с казанских волостей, а о таможенных пошлинах, которые русскими пограничными чиновниками взимались с казанцев в Нижнем и Муроме с излишком против установленного тарифа, и это обстоятельство заставляло как цивильских жителей, так и прочих казанских людей ездить с товарами через мордовскую и черемисскую земли, минуя русские города и избывая пошлины, и из-за чего и возникла самая переписка.
    45

    Ист. Росс., с. 1419.Во главе оппозиции стояли 4 представителя казанской аристократии — князья Кель-Ахмед (Калимет), Урак. Садыр и Агиш.Хан МамукВыбор кандидата на Казанский престол оказался довольно неудачным. Сибирский царевич, выросший в своеобразных условиях, не мог освоиться с той обстановкой громадного культурного центра, куда он попал, и был не в состоянии управлять государством, не нарушая издавна сложившегося порядка. Купцов и частных земских людей он грабил, вероятно, каким-либо чрезвычайным налогом, и тем самым дал сразу почувствовать неприятную тяжесть своего режима.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2017 кăр 14

Страницӑпа ыттисене паллаштар