Чăваш чĕлхин Нострат калчисем / Ностратические корни в чувашском языке

Тема в разделе "Тĕп канашлу (Основной форум)", создана пользователем Šyravşă, 2015 раш 3.

  1. Šyravşă

    Šyravşă Сайтҫӑ

    Нострат теорийĕ чăваш чĕлхине те, йăли-йĕрки-культтурине юратса тĕпчекенсемшĕн вĕçĕмех пур енчен те кăсăклă шухăш пулмалла.

    Çак карттăра аслă ностратçă Старостин пĕлтернĕ Нострат чĕлхи калчаланнă çĕрсене симĕспе сăрласа кăтартнă. (Старостинах Нострат теорийĕ пĕтĕм этемлĕх челхи пулманнине кура [карттăра та сăрламан вырăнсем пур: Киттай, Индонези, Африккă, Америккă...] - Борей чĕлхи теорине те сĕннĕ).
    [​IMG]

    Чăваш чĕлхинче хамăр пĕлекен (вырăс, тутар, акăлчан, нимĕç, франццус) тата пĕлмен (арап, перс, монгол) чĕлхисенчи сăмахсемпе пĕр пек илтĕнекен, тата пĕр ăнлава тÿр килекен сăмахсем нумай пур. Нумайăшĕн кун-çулне палăртса ăнлантарма питĕ ансат. Ытти сăмахĕсем вара сĕм авалтан килеççĕ.
    Тĕслĕхрен:
    pĕr "пĕрре" - первый, пĕрмĕш - primus, first.
    Çакăн пек тымарсемпе Хольген Педерсон пуçласа янипе тĕрлĕ вăхăтра моногенезис (пĕртăванлăх) теорине шута илекен лингвистсем кăсăкланаççĕ.

    Чăваш чĕлхинче авалхи тымарсене сиснипеле хăшĕ пĕри чăваш чĕлхине пуринчен авалхи, малтанхи теме хистенеççĕ:
    Çак тĕслĕхсене ăслăх тĕлĕшĕнчен, чăнлăх тĕлĕшĕнчен татса памалла. Çак тĕслĕхсем кунта пухăнччăр.
     
  2. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Старостин Тура мар. Вол Свадеш пухса палртно 100 тата 200 смахло списокра пур смахло челхесене анчах шута илет. Свадеш та Тура мар, пирн пек этемех. Кун пирки Карачай-Плхарсем хыто шавлано: мьньшьнь еврей члхесьсене ененмелле, пире ененмелле мар тесе.
    Изучением генеалогии, т.е. исторической преемственности языков всей совокупности лингвогрупп фактически раньше не занимались, методология не выработана. Родство языков и народов мира ряд ведущих лингвистов Европы не признавал, отзвуки этого отрицания слышим и в словах Шыравсья, любящего ссылаться на авторитеты.
    Глоттохронология - так названа теперь эта отрасль языкознания.
     
  3. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    К сожалению, и среди авторитетов широко распространено мнение о том, что есть языки природные и языки искусственные. Первые как бы сложились, по классикам марксизма, в процессе совместного труда из трудовых выкриков. Вторые же сконструированы конкретными людьми.
    Вопрос о зарождении языка человеческого не надо путать с глоттохронологией, т.е. генеалогией языков нашей цивилизации, насчитывающей где-то около 10 тысячелетий. Человек и предыдущих цивилизаций был разумным и говорящим. Это надо постараться понять и принять к сведению.
    Все народы современной цивилизации пользуются языками-конструктами. Эти языки не зарождались естественно, т.е. в процессе труда неговорящие безъязыкие люди не приобретали язык. Они меняли прежний язык на новый либо с изменением этнического окружения, либо с созданием нового конструкта и его принятием элитой. Все возможные причины мены языка не будем перечислять.
    Процент замены структурных элементов языка во многом зависит от волевых усилий его конструкторов. Так что это обстоятельство не учтено Сводешом и Старостиным
     
  4. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Интернет открыл широкие возможности для убеждения в родстве языков и народов мира. Противники ностратической теории пытаются цепляться за различные оговорки, в т.ч.: нельзя сравнивать языки народов, отдаленных во времени и в геопространстве; сравниваемые слова могут быть заимствованными и пр.и пр. Пока больше согласны на сравнение в пределах ранее принятых лингвогрупп. Особенно тревожит их сравнение с индоевропейскими языками языков других групп. Так и хочется оставаться во мнении, что предки индоевропейцев непременно изначально говорили на флективных языках. Эта детская болезнь"Наш - наикращий!" все еще мешает осознать, что флективные языки образовались на базе агглютинативных.
     
    rastunkati ку килӗшнӗ.

Страницӑпа ыттисене паллаштар