Ачасене чăваш пулма мĕн чарать? Хулари ача сачĕсем ?

Тема в разделе "Чăвашла вĕренетпĕр (Изучаем Чувашский язык)", создана пользователем Манăнкилес, 2015 кăр 3.

  1. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Пур ĕçе та варринчен мар ,малтан пуçламалла тенĕ ваттисем. Ачана чăвашла вĕрентме те мĕн пĕчĕкренех пуçламалла ĕнте. Шкул çулне çитсен кая юлнă ĕнте чăвашла вĕренесси. Малтантарах тăрăшас пулать. Садиксене çÿренĕ вăхăтсенчех анне панă чĕлхене ытларах хисепе хурас пулать. Уйрăмах хулари садиксенче. Пирĕн вĕрентÿ "ĕçченĕсем" ку ыйтуран питĕ хăраççĕ пулмалла. Юнашар республикăсенче тăван чĕлхене вĕрентесси пиртен чылаях малта пырать. Уйрăмах Тутарта. Хамăрăн ас тата хăюллăх çитместь пулсан,кÿршĕсенчекн кивçен илес.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2015 кăр 3
  2. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    http://www.kros.ru/_educ/dou.4.php
    Информация по детским садам с воспитанием и обучением на татарском языке
    В г.Казани 69 детских сада с воспитанием и обучением на татарском языке, в которых воспитывается 8188 детей, а в 170 дошкольных учреждениях 351 группа с воспитанием на татарском языке, в которых воспитывается 7285 детей. Общий охват детей с воспитанием и обучением на татарском языке – 76%.
    В целях реализации Закона "О языках народов Республики Татарстан", программы Управления образования "О ходе выполнения Закона РТ "О языках народов Республики Татарстан" в учреждениях образования г. Казани" и государственной Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в детских садах проводится разноплановая работа:
    - изучение, обобщение и распространение лучшего опыта работы педагогических коллективов по обучению детей татарскому языку;
    - подготовка и организация проблемно-практических семинаров для заведующих татарских детских садов и для воспитателей по обучению детей татарскому языку;
    - организация смотров-конкурсов на лучшего воспитателя по обучению татарскому языку, на лучшую творческую лабораторию по обучению детей татарскому языку, кабинетов татарского языка и др.;
    - организация курсов по обучению татарскому языку педагогов ДОУ.
    Воспитательно-образовательная работа в группах ведется в соответствии с Законом «О языках народов РТ» и согласно требованиям типовой программы «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, «Балалар бакчасында» (Ф.Ю.Юсупова, Р.А.Бурганова). Все программы, реализуемые в детских садах, подчинены единой концепции развития двуязычия. Педагоги применяют методические рекомендации и пособия: Р.А.Бургановой «Татарский орнамент в изодеятельности»; Р.А.Бургановой, К.В.Закировой «Программа по татарскому языку» для детских садов, ведущих воспитание и обучение на русском языке»; Ф.М.Хисамовой, Р.А.Бургановой «Татарский язык изучают малыши»; Гариповой «Ключ к языку»; С.Х.Айдаровой «К знаниям через игру»; Р.К.Шаеховой «Раз – словечко, два – словечко» и др.
    Во всех детских садах оборудованы кабинеты татарского языка, где представлены: постоянные экспозиции и выставки, отражающие новинки методической литературы, и инновационные технологии; авторские программы педагогов ДОУ; мониторинг достижения детей, обобщения и распространения педагогического опыта воспитателя; педагогический мониторинг по основным направлениям обучения детей татарскому языку; аналитико-диагностические материалы обследования уровня владения татарской речью; комплекс дидактических игр по активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста в условиях билингвизма; перспективные и тематические планы по ознакомлению дошкольников с творчеством татарских поэтов, писателей, художников, а также перспективно-тематическое планирование по возрастным группам, по связи со школой, планы сотрудничества с семьей и общественными организациями (библиотеками, музеями, театрами и др.).
    При обучении детей татарскому языку используются инновационные технологии: методика Р.К.Шаеховой, В.Н.Мещеряковой, технология ТРИЗ, пиктограммы. Разработаны контрольные карты по диагностике детей, контурные рисунки для закрепления слов.
    В детских садах г.Казани идет большая работа по приобщению дошкольников культурам двух народов через ознакомление с родным краем, его историей, бытом, традициями, культурой и искусством.
    Предметно-развивающая среда в группах включает национально-региональный компонент, имеются этнографические уголки по ознакомлению с бытом и культурой татарского народа, дидактические игры,
    художественная литература на татарском языке, альбомы, уголки по ознакомлению с творчеством татарских поэтов и писателей. Оформляются папки-передвижки «Мы учим татарский язык», куда вносятся слова, предложения, стихи, поговорки и т.д., которые дети учат на занятиях татарского языка.
    Появилась устойчивая тенденция по участию в конкурсе авторских программ ИРОиН РТ педагогов детских садов по духовно-нравственному, патриотическому и национальному воспитанию.
     
  3. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    В Чебоксарах закрыли последние группы с чувашским языком воспитания . Какое доверие может быть к властям после этого. Система Ильминского и и "Завещание и.Я Яковлева полностью забыты. В столице Чувашской Республики невозможно найти детский садик с чувашским языком воспитания. Нарушены права человека на выбор языка воспитания и обучения. Нарушены нормы Конституции РФ и нормы международных документов,нарушены нормы закона о двух государственных языках . Что это ? Заговор против будущего чувашского народа? Заговор против чувашского языка? Или простое разгильдяйство и неумение работать?
     
  4. атика

    атика Хастар сайтҫӑ

    ал пусатап кашни самах хыщан петем системасем завещанисем пас кларма анчах кирле пулчещ хал тулта кут шалаще.
     
  5. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Туристсемпе вырăсла , республикăра пурăнакансемпе чăвашсен те чăвашла кăна калаçсан, пирĕн тăван чĕлхене хисеплекенсен йышĕ тен хутшăнĕ?
     
  6. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Если бы т олько в городах творится такое ьеззаконие и дикая заумь. Поезжайте по нашим селам. Найдете ли вы там настоящий чувашский детский сад?
    Проанализируйте национальный состав руководителей и воспитателей детских садов в города и селах, высокое начальствво этой области образования в министерстве, гор. и рай. УНО, кафедр институтов и их сотрудников, и тогда поймете, почему свертывается воспитание на родном языке, а обучение чувашскому языку - фикция. Где ЧНК, где наша национальная элита?
     
    Kodrag ку килӗшнӗ.
  7. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Почему руководителям образования так нравится назначать зав.деткими садами , кафедрами институтов лиц других национальностей, не владеющих чувашским языком? В сов.эпоху преимуществом на эти должности пользовались ЖОРЫ и ЛОРЫ. Неужели такая традиция жива и поныне? Или же эти должности стали предметом коммерциализации?
     
    Kodrag ку килӗшнӗ.
  8. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Полное игнорирование положений Конституции РФ. Диктат всякого рода инструкций из "центра" и большое желание угодить и усидеть. Вот вам и результат. Я сам в свое время пытался понять в чем причина происходящего, провел несколько встреч с чиновниками в разговоре "по душам" на похожую тему. Видать так тщательно отбирают кандидатов на должность,что у них даже желания нет понять и что -то изменить. В глазах полное недоумение и раздражение. Не зря говорили,что кадры решают все. Кадры действительно не те.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2015 пуш 1
    Kodrag ку килӗшнӗ.
  9. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Уверяю,что дело не в национальности. Все дело в качестве руководящего состава. Нехватку профессионализма пытаются компенсировать послушанием. Не зря в народе говорят,что если сверху прикажут стричь волосы у нас обычно начинают "рубить головы". Так и с чувашским языком. Как только сверху сказали,что у нас "одна страна -одна нация" наши стали сокращать изучение чувашского языка. По другому они работать просто не умеют.
     
    атика ку килӗшнӗ.
  10. Kodrag

    Kodrag Хастар сайтҫӑ

    Чиновный люд Чувашской республики по другому работать не только не умеет,но и боится. Боится из-за боязни потерять свои "хлебные" места. Вот из-за этого такое рвение на перевыполнение указаний центра.
     
  11. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    http://chuvash.org/blogs/comments/2294.htmlШупашкар хулин Депутатсен пухăвĕн председательне — Шупашкар хулин пуçлăхне Л.И. ЧеркесоваШупашкарти чăвашсем хальхи вăхăтра хăйсене темле вырăс облаçне лекнĕ евĕрех туяççĕ тесен пĕрре те йăнăш пулмĕ. Чăваш чĕлхине тăван республикăра мар, кÿршĕллĕ Тутар Республикинче ытларах хисепленĕн туйăнать. Анчах та ку Чăваш Республикин тата ун тĕп хулин таса тивĕçĕ мар-и? Республика влаçĕ халăх сассине илтессе питĕ шанас килет.
    рессе шанас килет, ку тĕлĕшпе çанă тавăрса ĕçленине курас килет.

    Кăçал суйлав пулмалла, çапла май хулара реклама кампанийĕ пуçланни те курăнкала пуçларĕ. Пĕр парти, эпир пурте пĕлекенскер, хăйĕн виçĕ çулта 12 ача сачĕ çĕнĕрен уçни пирки мухтанать. Анчах 12 ача садĕнчен нихăшĕн те ячĕ те пулин чăвашла мар. Шупашкарта пурăнакансем ытларах чăвашсем пулин те тĕп хуламăрта чăвашла вĕрентекен пĕр ача сачĕ те çукки хытах пăшăрхантарать.

    Пирĕн тăван чĕлхе вĕренÿре тата литературăра кăна мар, пурнăçри кашни хутлăхра вырăн тупмалла: ăслăлăхра, спортра, сывлăх сиплевĕнче, хуçалăхра, рекламăра — пур çĕрте те! Темиçе пин çул хушши аталаннă çепĕç те илемлĕ чĕлхе XXI ĕмĕрте вăй-хăват илсе тĕнче шайне тухма тивĕçлĕ!

    Çырăва вĕçленĕ май тепĕр хут ыйтас килет: чăваш чĕлхине хисепе хума хăçан хăнăхатăр?



    Хисеплесе, Чӑваш халӑх сайчӗ
     
  12. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

    Ман шутпа, пĕр виçĕ тăватă тÿре шарана чăваш чĕлхине аталантарас ĕçе чарса пынăшăн формулировкăпа ĕçрен хăтарсан, ыттисем тен республикăра чăвашсем те пурăнни çинчен аса илĕç.
     
    ЧЕЛБИР, атика и Kodrag нравится это.
  13. Манăнкилес

    Манăнкилес Moderator Канашлу ушкӑнӗ

  14. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Кто мешает профильному комитету Госсовета и руководству ЧНК вплотную заняться вопросом наведения конституционного порядка в дошкольном образовании в ЧР? Админ, переадресуйте данный вопрос по назначению. Никто из центра не препятствует нормальной постановке дошкольного воспитания в нацрегионах, нет таких указаний. Просто дело пущено на самотек: оказывается руководителем садика русскоязычная по протекции, садик оказывается русскоязычным. Ведь горестно видеть, что закрыты чувашские отделения факультетов дошкольного и начального образования педуниверситета.
     
  15. атика

    атика Хастар сайтҫӑ

    пирĕн чăваш элити çукки ĕç паракансем патне кĕрсен курăнать,пĕр ĕç параканта ĕçлекенĕн чăвашла пĕлмелле тесе çырмасть,ача пăхакансене те ,пĕр няня чăвашла пĕлекенни кирлĕ тесе çырнине курмарăм ,тутарла,вырăсла,акăлчанла,анчах пĕлни кирлĕ,çавтери хăравçă пирĕн чăваш хăйĕн ачисене тăван чĕлхинете вĕрентме хăрать.
     
    Kodrag ку килӗшнӗ.
  16. Kodrag

    Kodrag Хастар сайтҫӑ

    Власть в Чувашской республике просто-напросто МАРИОНЕТОЧНАЯ. Главное для этой власти угодить Центру. И этим чинушам глубоко наплевать на кровные интересы хозяина этой земли-чувашского народа. Вот откуда в их глазах недоумение и раздражение.
     
  17. Šyravşă

    Šyravşă Сайтҫӑ

    Тапăнăр, тапăнăр садиксене, тутар ушкуйникĕсем.
    Ашшĕ-амăшĕ сире çапах шăпăрттăн сăмах чĕнмесĕрех тапкă-çупкăласа ярĕ.
     
    Чи кайранхи улшăну: 2015 юпа 31
  18. атика

    атика Хастар сайтҫӑ

    çавăн пекех чăваш чĕлхинчен хăраççи?
     
    Kodrag ку килӗшнӗ.
  19. Kodrag

    Kodrag Хастар сайтҫӑ

    Эс ху кам? Вырас ура таппине (тень кутне те) чельхепе щуллаканни и?
     
    Чи кайранхи улшăну: 2015 юпа 31
    атика ку килӗшнӗ.
  20. Конми

    Конми Хастар сайтҫӑ

    Не к лицу ведущему сотруднику Минобра произносить и писать подобные слова людям, болеющим за провал в языковой школьной политике в республике, допущенный ответственными лицами, занимающими свои посты с начала 90-ых годов. Вы поете ту же их песню, которая знакома нам: "НЕ МЫ, А НАРОД НЕ ЖЕЛАЕТ".
     
    Kodrag ку килӗшнӗ.

Страницӑпа ыттисене паллаштар